Примерное время чтения: 5 минут
116

В Перми не хватает памятника «реальному пацану»

Фото: Сергей Копышко

Ругать объекты паблик-арта на улицах Перми давно стало модным. У горожан они вызывают только агрессию: деревянную букву «П» порываются поджечь, часть армии снеговиков разрушили вандалы. Красных человечков вообще пришлось убрать с глаз общественности перед выборами 4 декабря.

Изначально публичные арт-объекты рассчитаны на неподготовленного зрителя, то есть – перевожу – искусство для народа. Чем же так не угодили пермякам красные человечки, Icon man, надкушенное яблоко и деревянная буква П? Но прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу показать пример зарубежного паблик-арта.
Для наглядности возьмем город Белфаст, Северная Ирландия. Этот город, как и Ливерпуль, можно по праву назвать одной из столиц паблик-арта – необычные «памятники» здесь на каждом шагу. И как же относятся местные жители и туристы к этим арт-объектам? Да никак. В Белфасте арт-объекты – это часть городской среды, часть жизни города.
Фото: Татьяна Никульникова
 Самый важный арт-объект Белфаста –Большая рыба (англ. The Big Fish). Вместо чешуи, она покрыта керамическими изразцами с образами, посвященными истории Белфаста. Выбор именно лосося в качестве арт-объекта неслучаен — согласно легенде, здесь был выловлен лосось, который никогда не обитал в реке Лаган. Выходит, «общественное искусство» принимается городом и не вызывает агрессии, только когда оно плотно связано с самим городом?
 
Фото: Keresaspa
 Ещё один арт-объект – «Маяк Надежды». Осовремененная «Статуя свободы» символизирует собой мир, надежду и расовую терпимость. 20-метровая скульптура сделана из нержавеющей стали и литой бронзы, у её ног находится копия земного шара, где отмечены города и страны, откуда приезжают мигранты, а также откуда экспортируется товар, продаваемый по всей Северной Ирландии. И этот пример подтверждает тесную связь арт-объекта и жизни города, где он размещён.
 

Фото: Т.Никульникова

 Пример №3 – арт-объект «Титаник», который разместился на набережной Белфаста недалеко от дока, где когда-то был собран знаменитый корабль. Здесь он изображён в виде схемы для склейки, причем одна часть корабля целая, а вторая – ржавая. Каким образом этот объект связан с городской средой – понятно каждому, 100 лет назад «Титаник» был собран в доках Белфаста и выпущен в своё единственное большое плавание.
 
А теперь вернёмся к арт-объектам Перми. Безголовые красные люди – яркая иллюстрация советского прошлого. Откушенное яблоко у краевой библиотеки – как напоминание о том, что молодые люди всё чаще «грызут гранит науки» не в архивах, а в интернете (надкушенное яблоко – логотип компании Apple). Ну а жук-скарабей, катящий навозный шар рядом с вокзалом «Пермь-2» - один из немногих, кто заботится о чистоте в этом месте. Наверное, ещё логичнее объект смотрелся бы на Центральном рынке, но там нужен глаз да глаз – не дай бог, жука утащат, всё же автомобильные покрышки – товар дорогостоящий. С одной стороны, эти арт-объекты связаны с городской средой, с другой –выглядят, как аллегория, насмешка над пермяками. Как будто кто-то решил показать нам все наши пороки при помощи этих «ничегонезначащих» скульптур. Основная идеология паблик-арта выполнена, придраться не к чему – связь с городской средой есть, но она негативная. Пермяков тычут лицом в грязь, провоцируют их – как было с армией снеговиков. Оставить 600 снеговиков без охраны в городе «реальных пацанов» - какую смелость надо иметь?
Подводя итог, я предлагаю поставить памятник «реальному пацану» - пожалуй, это единственный вариант арт-объекта, который у нас в Перми не подвергнется вандализму.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах