Краевой центр приятно возбужден. Наконец-то вскрылся зловонный общественный гнойник, и даже появилась надежда на "выздоровление": государственные мужи взялись "хирургическим путем" искоренять систему поборов в школах и детских садах.
Дело архинужное, касающееся едва ли не каждой пермской семьи. О том, какие "оргвыводы" будут сделаны по итогам расследования, инициированного Татьяной Марголиной, Уполномоченным по правам человека в Пермском крае, мы непременно расскажем нашим читателям в ближайших номерах газеты.
Но возникает грустный вопрос: а сможет ли отдельно взятый, пусть даже самый честный, государственный человек переломить политику целого государства? Ведь не секрет, что гарантированное конституцией бесплатное образование все меньше таковым является вовсе не потому, что директора школ - сплошь рвачи и хапуги. Просто наше любимое государство все больше сбрасывает со своих плеч груз социальных забот. И родителям приходится помогать учредителю (опять же, государству) исполнять его обязанности по содержанию учебных заведений.
Директор школы в этой ситуации зачастую становится "крайним".
Он обязан обеспечить бесперебойное функционирование школы вне зависимости от размеров муниципального финансирования. А если "государственных денег" едва хватает на мизерную учительскую зарплату? А если "непонятно на что" приходится покупать даже лампочки и мел (не говоря уж об учебных пособиях или оплату Интернета). Директор обязан выполнять (и значительно перевыполнять) план "по привлечению внебюджетных средств", участвовать в "спонсорских играх", которые не всегда чисты по своей природе. Согласитесь, очень "скользкая" среда. Очень провоцирующая. В ней "по определению" не может не быть злоупотреблений.
Интересна позиция властей. С одной стороны, всемерно поощряются директора, сумевшие привлечь как можно больше "спонсорских средств". С другой - скрупулезно фиксируются факты вынужденных "поборов".
При случае директору, который недостаточно послушен, всегда можно пригрозить, что "компромату" дадут ход...
О материальном состоянии учебных заведений можно судить по следующему факту: к концу мая нынешнего года треть пермских школ не имели лицензии на образовательную деятельность. То есть не имели права обучать детей и выдавать аттестаты! Такое положение сложилось, в основном, из-за изношенности материальной базы, из-за несоблюдения норм санитарной и противопожарной безопасности. Представляете ситуацию: ребенок окончил школу, у него на носу вступительные экзамены в вуз, а выдать аттестат школа не может: "не имеет права". Чтобы как-то выйти из положения, приходилось договариваться с лицензированными школами, чтобы они "от своего имени" выдали аттестат. Вот и выходит чистый анекдот: ребенок окончил одну школу, а получил аттестат совсем другого учебного заведения. При этом краевые чиновники уверяют, что для приемных комиссий вузов совершенно неважно, какой школой выдан аттестат зрелости. Но почему же тогда в вузовских "Правилах приема" черным по белому записано, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выпускникам брэндовых школ и специализированных классов?
Этим летом в пожарном порядке ведутся "трепыхания" по снабжению школ временными лицензиями. Понятно, что это даже не полумеры. Наша газета уже писала о том, что в последний месяц школьных каникул городской комитет по образованию еще только начинает проводить тендеры среди подрядчиков на проведение ремонта в школах. Идет этот процесс ни шатко ни валко, поскольку подрядчики не рвутся восстанавливать руины за копейки. Лето на исходе - откуда нерасторопность? Так ведь за ремонт со всей строгостью всегда можно спросить с директоров школ - вне зависимости от того, были ли выделены на ремонт государственные средства. Это насколько же нужно "ограбить" родителей, чтобы отчитаться о готовности к учебному году...
Как сэкономить на детстве?
Можно сколько угодно критиковать городских чиновников. Делу это не поможет, поскольку они всего лишь четкие исполнители "государственной воли". А "воля" эта заключается во всемерной экономии бюджетных средств. Не экономии ли ради появляются на свет всевозможные социальные эксперименты?
Экономия номер раз: Пермь добровольно вступила в эксперимент по подушевому финансированию. Теперь обычные школы получают 4,5 тыс. рублей в год на ученика, а гимназии и спецшколы - 7 тыс. рублей в год на воспитанника. Если раньше в норматив на одного ребенка закладывалось материальное обеспечение школы и фонд на развитие, то теперь - только учительская зарплата. Выиграл ли от этого наш регион? Для сравнения: в московских школах эксперимент начался совершенно с другой цифры - 26 тыс. рублей на ученика в год...
Экономия номер два: единый муниципальный тест для четвероклассников. Идея, казалось бы, замечательная: ученик обычной школы, успешно справившийся с тестом, получает право обучаться в гимназии. Но "соль" в другом: гимназист, не набравший необходимого количества баллов, лишается "гимназического" финансирования. А там уже дело гимназии: отчислять такого ребенка или же просить деньги за обучение с его родителей (что чаще всего на практике и происходит). Следующий муниципальный тест дети на тех же условиях пишут после седьмого класса, в перспективе - после девятого...
Тест для четвероклассников, между прочим, довольно сложный. Написать его необходимо на 90 баллов из 100. Научного обоснования этим цифрам, разумеется, нет. Все протесты физиологов, психологов, педагогов остаются гласом вопиющего в пустыне. А ведь психика у детей в этом возрасте очень неустойчива, подобные тесты не просто противопоказаны - они просто-напросто ни о чем не говорят, из них ни в коем случае нельзя делать глобальных выводов. К тому же девчонки-четвероклашки в силу физиологии опережают по развитию своих парней-одноклассников года на два, зато потом мальчишки делают резкий рывок. И уж совсем непонятно, почему углубленные знания по математике должны показать при выполнении муниципального теста ребята из языковых школ. Ну ни смешно ли: ребенка с гениальными лингвистическими задатками могут отчислить из английской спецшколы (или заставить оплачивать обучение) только потому, что он недобрал пару баллов по "непрофильной" математике...
Страх перед муниципальным тестом отравляет жизнь ребенка и его родителей на протяжении всей начальной школы. Учеба заменяется натаскиванием. Да и гимназиям при приеме в первый класс приходится невероятно ужесточать требования: устраивать малышам всевозможные "контрольные", собеседования и "замеры" - с тем чтобы определить, способен ли ребенок в будущем справиться с ЕМТ. Родители вынуждены готовить своих чад к поступлению в "продвинутые" школы едва ли не с пеленок, тратиться на дорогостоящие курсы и воскресные школы, хронически перенапрягать малышей.
Экономия номер три: введение федерального стандарта - "базисного учебного плана для общеобразовательных школ". Не секрет, что этот стандарт обеспечивает крайне низкий уровень подготовки. С такими знаниями в вуз не пойдешь. Предполагается, что все остальное дети должны получать платно. Пока что сохранены гимназии, спецшколы и лицеи - им позволено держать высокую образовательную планку. Но в силу государственной политики и в этих учебных заведениях происходит коммерциализация, все больше предметов переводится в разряд платных.
Экономия номер четыре: введение именных сертификатов для получения дополнительного образования. Ребенку позволено заниматься бесплатно только в одном кружке. Причем в число бесплатных попали далеко не все (а зачастую далеко не лучшие кружки и объединения). Введены ограничения по возрасту ребенка и т.п. В результате, оказалась востребованной лишь половина сертификатов. Соответственно, вдвое сократилось финансирование некогда уникальной системы дополнительного образования г.Перми. Куда же ушли освободившиеся деньги? На другие нужды пермского образования? Вовсе нет. "Невостребованная" сумма исчезла из бюджетных расходов города - только и всего.
Чтобы выправить школы, нужно их материальное положение улучшить не в разы, а в десятки раз. Правительство не желает радикально поднимать зарплату учителям, пугая нас инфляцией. При этом мертвым грузом пылится стабфонд, а стрелочниками остаются директора школ.
Смотрите также:
- Педобет. Почему сотни педагогов ищут работу, а в школах множество вакансий? →
- Репетиторы в раздумьях: оставаться в тени или работать легально? →
- Чему «мучат» в школе? Сомнения пермских родителей →