О советской подводной лодке К-8 можно снимать фильм. В сюжете, который создала сама жизнь, есть всё: леденящий душу экстрим, борьба, отчаяние и... подвиг.
О том, что на нашем атомоходе произошёл пожар, стало известно лишь из зарубежных источников. В короткой сводке новостей сообщалось: "12 апреля 1970 года на советской атомной подлодке в северо-восточной Атлантике произошёл пожар. В результате чего корабль затонул. Есть погибшие".
Среди них - наш земляк Владимир Шабанов.
Всё началось с капитана Немо
Володя Шабанов вырос в Лысьве. Там в 1952 году пошёл в школу. Любознательному и смышлёному мальчику нравилось узнавать всё новое. А дома надо было натаскать из колонки воду, помогать отцу в заготовке дров для печки. Да ещё часами стоять в очередях за хлебом.
Зато в свободное время можно было заниматься чем-то своим. Ребята собирали металлолом и сдавали в маленький ларёк. На вырученные деньги покупали воздушные шары, книги. Как-то в ларьке появилась книга Ж. Верна про капитана Немо, так ребята со всей улицы не один день собирали повсюду железяки, но необходимую сумму набрали. Потом читали книгу по очереди - восхищались капитаном Немо и его подводным кораблём. Энергию хотелось как-то реализовать, и здесь очень кстати оказался кружок Дома пионеров. В нём под руководством В. Вьюгова, фаната воздухоплавания и мастера на все руки, подростки сами мастерили летающие планеры и модели кораблей. Возможно, тогда Володя и выбрал профессию подводника.
После школы Владимир Шабанов успешно сдал экзамены и стал курсантом Владивостокского училища подводного плавания имени адмирала Макарова. Нелёгкая служба и флотские будни закалили молодого моряка. Он был просто влюблён в глубины морские. Все 6 лет учёбы только отличные оценки подтверждали усердие курсанта.
В 1967 году курсант Шабанов ехал к родителям в отпуск. Случайной попутчицей в вагоне оказалась Александра Назарова, с которой вместе учились в старших классах и не виделись почти 4 года. Проговорили о многом несколько часов и вскоре поняли, что влюбились друг в друга. Непродолжительная переписка завершилась решением о свадьбе.
Через год в семье Шабановых родился сын. Прибывший прямо с корабля счастливый папа вместе с двоюродным братом Владимиром Ушаковым решили пойти на штурм... родильного дома. По деревянной пожарной лестнице вскарабкались на второй этаж.
В целях маскировки под медицинский персонал обмотались даже принесёнными из дома простынями. Но не тут-то было. Нештатное проникновение остановила заведующая, а в прошлом военврач А. Маринец. Братьям пришлось отступить, а цветы и гостинцы передать через медсестру. Это отступление было единственным в короткой биографии офицера Шабанова.
В 1969 году Владимир с отличием окончил училище. Фирменный китель к этому времени уже украшали две правительственные медали. Как лучший в учёбе он получил право выбора места прохождения службы. Решил начать её с Краснознаменного Северного флота. В одной из патриотических песен есть слова: "Северный флот не подведёт"...
Владимир Шабанов стал служить офицером на атомной подводной лодке К-8 162-й бригады Северного Флота. База была в посёлке Гремиха Мурманской области.
Приближалась громкая дата - 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Страна готовилась отметить этот юбилей с особым размахом. На 22 апреля 1970 года были запланированы самые грандиозные за всю историю советского ВМФ учения под названием "Океан-100". Именно в этот день мог отпраздновать и своё 25-летие лейтенант Шабанов - он тоже родился 22 апреля. Но... В ночь с 15 на 16 февраля капитан 2-го ранга В. Бессонов вывел субмарину К-8 с экипажем из Святоноского залива Кольского полуострова в свой первый самостоятельный поход в Атлантику. АПЛ К-8 находилась в плавании почти два месяца, выполняя задачи боевой службы в Средиземном море. При возвращении она получила приказ участвовать в учениях "Океан-100".
Лейтенант Шабанов послал родным в Прикамье последнюю короткую весточку: "Всё идёт нормально. Скоро вернусь". Но так только казалось. Главные испытания были впереди.
Экипаж сражался в одиночку
7 апреля на борт судна дополнительно приняли груз банок с веществом, восстанавливающим кислород в воздухе. Из-за большого количества банки разместили и в тех местах, где их хранить не полагалось по соображениям безопасности. Но приказы свыше надо выполнять беспрекословно. Вечером
8 апреля, когда подлодка находилась севернее Азорских островов (Бискайский залив), при всплытии с глубины 160 метров для сеанса радиосвязи произошло короткое замыкание. Пожар возник одновременно в двух местах - в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту АПЛ, и в 7-м отсеке, где загорелись банки с восстановителем кислорода. В течение минуты по сигналу тревоги в центральный пункт прибыло всё командование лодки. Началась борьба за спасение корабля. Пламя стремительно распространялось на соседние кормовые отсеки. Через 5 минут лодка всплыла в надводное положение. 72 часа в невероятно тяжёлых условиях весь экипаж К-8 вёл непрерывную и мужественную борьбу за спасение атомохода. Капитан А. Соловей, зная, что погибнет от угарного газа, отдал свой дыхательный аппарат старшине Ю. Ильченко. На боевом посту погиб весь состав главной энергетической установки - В. Хаславский, А. Чудинов, Г. Шостаковский и Г. Чудинов. Перед своей гибелью они успели заглушить ядерный двигатель и предотвратили возможность теплового взрыва. Сражался экипаж своими силами. Потому что высшее командование в лице министра обороны страны А. Гречко и главкома ВМФ А. Горшкова категорично запретило подавать в эфир сигналы о помощи. А ведь вскоре после всплытия рядом случайно оказалось судно Канады, но контакт с ними был под запретом. Радист периодически получал одни и те же сообщения: "Держитесь сами, сигналов в эфир не посылать!". Меж тем развязка приближалась. После выгорания вводов кабелей в прочный корпус вода стала поступать вовнутрь. Началось стравливание воздуха из балластных систем. Подлодка стала медленно терять плавучесть. И тогда в эфир полетел сигнал: "SOS". Положение резко осложнялось разыгравшимся штормом. Первыми на сигнал бедствия подоспели болгарские моряки. Сильный ветер и огромные волны не давали возможности причалить к судну из Болгарии. Канаты рвало, как нитки. И лишь ценой своих жизней лейтенант Шабанов и семеро его товарищей сумели пришвартоваться к спасительному борту...
Наградить посмертно
В результате эвакуации с подлодки удалось спасти 73 члена экипажа. Перед самой развязкой морской трагедии крен судна достиг критического положения. К-8 ненадолго приняла вертикальное положение и ушла навеки в глубины морские. В 6 часов 13 минут 12 апреля 1970 года на трёх судах морфлота СССР, находящихся в районе событий, зафиксировали динамический удар, после чего с экранов локаторов исчезла светящаяся точка - советская подлодка К-8.
В честь геройски погибших членов экипажа лодки в посёлке Гремиха Мурманской области установлен памятный камень. На нём высечены имена 52 погибших моряков. В пятой строчке снизу - "Лейтенант Шабанов Владимир Александрович". За совершённый подвиг В. Шабанов награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Жене и сыну морского офицера предоставили в Перми 2-комнатную квартиру. На сынишку до совершеннолетия назначили денежное пособие в размере 50 рублей ежемесячно.
По сообщениям СМИ, жёны моряков, погибших на подлодке К-159 30.08.2003 года, пытаются через суд взыскать моральный ущерб с Министерства обороны в размере
1 миллиона рублей. Главное, по их мнению, чтобы государство всерьёз озаботилось проблемами безопасности военнослужащих.
Смотрите также:
- Виктор Рассохин: «Обещаем свято хранить память о днях 900-дневной блокады» →
- Одна на всех. Боевое крещение молодого лейтенанта Лабутина →
- Пермяк Юрий Шубинцев о войне с Японией и море →