Дефицита детских книжек сейчас определенно не наблюдается. Какой хочешь формат, для любого возраста, с эффектом 3D, с мяуканьем кошечки или шерсткой овечки, с анимацией и без – выбор огромный. Но есть ли среди этого изобилия достойные проекты пермских авторов и издателей? Такие, чтобы не стыдно было показать своим детям или купить в подарок? Федор Парамонов оценил несколько детских сборников, вышедших в последнее время, и пришел к выводу, что пермякам есть, что почитать детям.
«Медузы и арбуз»
«Сажусь писать и замечаю,
Что я с детьми озорничаю.
А если не озорничать,
То дети могут заскучать».
Сборник «Медузы и арбуз» и вправду очень озорной и веселый. И детей, и взрослых подкупает остроумие и порой неожиданность в сюжете.
Все стихотворения автор условно делит на три категории: для малышей, школьников и всей семьи.
Сборник прекрасно иллюстрирован художницей Натальей Кацпаржак. Образы героев яркие, но не кричащие. Конечно, это не герои из компьютерной анимации с кислотностью «вырви глаз» в цвете, это старая добрая акварель.
Что любопытно, одно из произведений («Дождались») напомнило творчество Корнея Чуковского с его вечно актуальным «Телефоном». Смотрите сами:
«Алло это Азия, да - это Азия.
Это же, Азия, безобразие!
А вам не кажется, Азия, странным,
что все наши тучи ушли в ваши страны?
Верните их к нам для полива грядок!
Это же, Азия, непорядок!».
Наверное, именно гармоничное сочетание веселых стихов с озорными рисунками прочно «закрепили» сборник «Медузы и арбуз» в детской спальне. А еще две книги в качестве нашего подарка с удовольствием «прописали» у себя друзья.
«Волшебные мелочи»
Интересные и смешные стихотворения, каждое со своим добрым сюжетом и героями, на фоне ярких, доброжелательных и местами очень трогательных иллюстраций создавали вокруг ритуала вечернего чтения особую светлую атмосферу.
Тишина в спальне наступала после второй страницы – неплохой показатель, учитывая, что малыши всегда найдут повод, почему можно не спать. Пожалуй, для меня это был один из основных критериев, что книга удалась.
Стихотворения гармонично дополняются иллюстрациями. На страницах прорисованы мельчайшие детали, которые можно бесконечно долго разглядывать, обращая внимание на каждую волшебную мелочь.
Да и сами образы героев Анастасии Столбовой, безусловно одаренного иллюстратора, добры и милы. И куда симпатичней, чем большинство монструозных персонажей современных мультфильмов. Книга «Волшебные мелочи» формирует у детей хороший вкус, развивает, учит сопереживать. Пожалуй, в этом ее основная ценность.
«Рассказки для маленьких почемутиков»
Фантазийные рассказы Александра Еренко датируются разными годами, большая часть написана в середине двухтысячных. Читается очень легко, все рассказы – небольшие (что удобно, когда речь заходит о чтении перед сном).
Читая «рассказки» периодически ловишь себя на мысли, что симпатичные герои зарисовок – это не просто букашки, а персонажи, перекочевавшие из настоящей взрослой жизни.
«Целыми днями таракан дрых в своей тараканьей кроватке, с головой укрывшись ватным одеялом так, что снаружи оставались только длиннющие усы, а по всей квартире разносился мощный храп» - это из рассказа про семейную пару – таракана и божью коровку. А вот «единственный несчастный бегемот из всего стада», которого одолевала непонятная тоска и грусть (как много взрослых впадают в уныние по поводу и без?). Отбившись от соплеменников, бегемот потерялся и встретил по дороге сказочника. Вместе они обнаружили прекрасную реку, на которой грустный бегемотик набрал вес и стал похож на современных гиппопотамов. «Вообще, кто я теперь такой?» - задавался философским вопросом герой. «Разве это важно знать, где ты и кто», - отвечал сказочник, «главное, что пока ты ни о чем не задумывался, ты был счастлив». Вот вам, взрослые читатели, и один из рецептов гармонии. Но если вы думаете, что на этом диалог, достойный Аристотеля и Платона, закончился, то вы ошибаетесь. «А я не верю, что можно быть счастливым, ни о чем не думая!», - закричал в ответ бегемот».
Читая детские истории и сказки, поневоле привыкаешь к прямолинейности: вот добрый герой, вот его злая противоположность, вот хэппиэнд, а мораль басни такова. В рассказах же Александра Еренко такой категоричности не найти, они чем-то напоминают японскую поэзию: легкие, ненавязчивые и вроде бы без особого смысла. Но «послевкусие» – приятное и доброе.
В аннатоции к сборнику сказано: «Рассказки» – это авторские сказки, призванные объяснить ребёнку суть «взрослых» запретов, смысл вещей и, главное, вовремя наладить диалог между родителями и их маленькими почемутиками. Что ж, можно признать, «рассказки» дают очень полезную пищу для детского ума, пусть даже все смыслы и остаются неразгаданными. Главное, что путь к осмыслению жизни уже начат.
«По ту сторону…»
Стоит отметить, что первый сборник Пановой вышел еще в 2009 году. Новая книга – это продолжение истории уже знакомой ребятам сказочной хозяйки луга Луговички. Но есть и новые персонажи. Веселая сказка «Обормот, Скрипыч и другие» рассказывает о деревне и ее обитателях, об истоках всего русского, самобытного. В этой особой стилистике, наверное, и кроется один главных секретов сказочного сборника.
Книга не похожа ни на одну подборку современных сказок, даже слог и встречающиеся обороты (которые практически не встретить в детских изданиях), отсылают нас к стародавним временам. Можно было и адаптировать под современность, но нужно ли это делать? Людмила Панова убеждена, что нет, ведь добрые сказки – это один из верных «мостков» позволяющих познакомить детвору с народными традициями и бытом. И в этой самобытности особый шарм.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Смотрите также:
- Последователь Толкиена. Врач-педиатр из Перми написал книгу в жанре фэнтези →
- Код бессмертия. Анна Бердичевская - об издании книг, математике и любви →
- Явление Феи Весны. Пермячка рисует иллюстрации для детских книг →