Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и чай из дымящегося самовара. Сколько в этом тепла и уюта! Неслучайно самовар считается незаменимым атрибутом семейного застолья и символом русского гостеприимства.
Первый самовар на русской земле появился на Урале. В селе Нижнеиргинское, что рядом с Суксуном. Сейчас это село относится к Свердловской области, но тогда, в 1740 году, это была Пермская губерния.
А недавно в Перми открылся музей самоварного искусства «Медникъ». Его директор Вячеслав Шембек рассказал «АиФ-Прикамье», как он пришёл к его созданию, какие экспонаты музея считает главными «изюминками» и почему кроме самоваров здесь красуются старинные фортепиано, граммофоны и чучело настоящего медведя.
Очень личная история
– Вячеслав Фертенантович, сколько всего самоваров в вашей коллекции?
– Около четырёхсот. Но в музее представлено 300. Это и сувенирные самовары, и электрические разных заводов (в СССР их производили в 16 городах), и отдельно – уральские (производства Суксуна и Кунгура). Есть также зал самоваров России и мира, но он не оформлен до конца: коллекция есть, а витрины ещё не готовы.
– Страсть к коллекционированию у вас с детства? Собирали, наверное, марки, значки, этикетки?
– Нет, в детстве я ничего не собирал. А вот став взрослым, начал коллекционировать детей и детские эмоции. (Смеётся.) У нас с женой двое сыновей и четыре дочки. Хотя вы правы: все люди – коллекционеры чего-то. Одни коллекционируют деньги, другие – жён или мужей, третьи – эмоции. А кто-то собирает марки, плюшевых медведей или, как я, самовары.
– Что подтолкнуло к их коллекционированию?
– Это очень личная история. Двенадцать лет назад ушла из жизни моя мама. Через какое-то время отец взялся за уборку в кладовках и на лоджии. И как раз в тот день совершенно случайно я зашёл к нему. Смотрю: самовара, который помню с детства и который стоял в их квартире на лоджии, нет. Оказывается, папа только что выбросил его на мусорку. Подумал, что раз тэн сгорел, то зачем он нужен? Я говорю: «Но это же память о маме, о бабушке! О том, как мы собирались все вместе за этим самоваром, отмечали Новый год и другие праздники». Побежал на мусорку, но – увы. Видимо, металлоломщики уже забрали. После этого и задался целью обязательно купить где-нибудь подобный.
– Самовар расписной был?
– Нет, простая суксунская «рюмочка». Расписных в 70-е годы, когда он появился у нас, ещё не было. Нашёл на сайте бесплатных объявлений штук десять, выпущенных примерно в то время. И за неделю купил их все. Зачем так много? Решил сделать подарки друзьям и близким. К примеру, самовар 1969 года выпуска – брату, поскольку это год его рождения. Выпущенный в 1970-м – жене, родившейся в тот год. А дальше буквально заболел самоварами. Все разные, интересные – не мог остановиться.
– Как относились к этому ваши домашние?
– Сначала смотрели на меня как на человека, который немножко не в себе. Я же не просто приносил самовары один за другим, а отмывал их, выправлял, восстанавливал. Как-то притащил керосиновый. Запах, масло, копоть. Наша ванна после него стала чёрной – отмывал потом её не один час. После этого дал себе слово: домой самовары больше не приношу. Стал хранить их на даче, в своём офисе.
А месяца через три понял: надо или прекращать их собирать, или открывать в Перми музей. Неправильно, что такую красоту видят только мои родные и знакомые. Пять лет шёл к осуществлению мечты. Было трудно. Но нынче в Международный день чая, 21 мая, музей «Медникъ» принял первых посетителей.
Музыка и интерактив
– В каждом зале вашего музея стоит старинное фортепиано. Самовар и музыка неразделимы?
– Конечно. Как проходили до революции домашние вечера в дворянских семьях? Дымился на столе самовар, звучал патефон, кто-то играл на пианино. У нас тоже есть и патефон, и граммофоны, и уже шесть пианино. Первое, с которого началась эта коллекция, находилось когда-то в известном доме Бажановых на ул. Екатерининской. Сейчас того дома нет, но история семьи врача Михаила Бажанова (в 1869-1871 гг. он был старшим врачом земской Александровской больницы, а затем врачом Пермских пушечных заводов и вёл частную медицинскую практику. – Авт.) в Госархиве Пермского края сохранилась. В июне мы проводили в музее конференцию, на которой историк Нина Баяндина очень интересно рассказывала об этой замечательной семье. О том, как они жили, воспитывали детей. Как часто в их доме звучали стихи и музыка.
– Сегодня на бажановском пианино кто-то играет?
– Моя младшая дочь Инна. Ей 15 лет, окончила в гимназии музыкальный кружок. Это пианино стоит у нас в «Селенитовом трактире», где мы угощаем гостей чаем с фирменными пряниками. Поэтому Инна исполняет там песню «Пряники русские». Ещё она выучила самую знаменитую «самоварную» песню советских времён «У самовара я и моя Маша». Её играет в кинозале. Я мечтаю, чтобы в музее проходили музыкальные вечера для детей. Представляете, что будет чувствовать ребёнок, играющий не на обычном пианино, а на инструменте, которому больше 100 лет!
– Кто чаще приходит в «Медникъ» – взрослые или дети?
– 50 на 50. Все с интересом смотрят фильм «Урал – родина русского самовара», снятый нами в Екатеринбурге, Нижнеиргинском, Кунгуре, Суксуне. После просмотра задаю ребятам несколько вопросов по нему. Кто ответит быстрее других – первым идёт печатать сувенирную монетку с логотипом музея. Недавно такие чудесные детки были! Первый-второй класс, из школьного городского лагеря. Особенно поразил один мальчишка – Демид. Он на три вопроса ответил первым. Я даже пошутил: мол, не родственник ли он Акинфия Демидова? Печатаем с ним монетку, он кувалдочкой бьёт. А в конце вдруг спрашивает: «Можно мне ещё одну монету напечатать – для друга?» Разрешил, конечно.
– Прекрасно, что в музее присутствует интерактив.
– Его тут немало. Есть, например, компьютерная игра, позволяющая собрать свой уникальный самовар. Не то что детей – взрослых от неё не оттащишь.
Какой самовар круче?
– В этом самоварном царстве у вас есть любимый экспонат?
– Трудно выделить один. Очень дорог «Спутник» Суксунского завода. Не только потому, что он знаменит на весь мир. Но и потому, что с автором этого самовара, художником Константином Собакиным, мне посчастливилось встретиться в 2021 г., незадолго до его ухода. Талантище, Богом поцелованный человек. Сказал ему, что хочу открыть музей. Он похлопал меня по спине: «Молодец». После его благословения готов был на крыльях летать.
Или вот трактирный самовар-шар с двумя кранами. Единственный в России. Изготовлен в Туле братьями Баташёвыми в 1890-е годы. Но главная изюминка – самовар, которому более 270 лет! Купил его у антиквара в Москве, чтобы вернуть на пермскую землю. В прошлом году возил на День пожилого человека в Суксун, на его родину. Получился настоящий праздник: люди подходили, держались за него, обнимали. Словно заряжались энергией.
– Коллекция самоваров, старинных пианино… Наверное, будут и какие-то ещё?
– Да, должны быть коллекции подстаканников, фарфора, керосиновых ламп, старинных часов и медведей. Даже мишек самовары притянули! Началось с того, что одна из посетительниц предложила нам чучело медведя, доставшееся ей по наследству. Потом появились разные экспонаты из планировавшегося, но так и не открывшегося в Перми Музея медведя. Общение с увлечёнными людьми всегда рождает новые идеи. И буквально на днях в нашем музейном пространстве открылся «Медвежий угол». Всё логично: медведь тоже символ Перми. Очень хочется, чтобы её история, культура, традиции были близки и интересны пермякам. Особенно юным.