«Без сладкого жизнь не представляем». Полина Булдакова о работе балерины

«Лебединое озеро». Одиллия — Полина Булдакова, Принц — Габриэл Лопес, Ротбарт - Марат Фадеев. © / Антон Завьялов / Пермский театр оперы и балета

«Удивляюсь, когда люди трясутся перед выходом на сцену. Я никогда не волнуюсь, даже перед премьерой. Для меня это радость и азарт», - говорит пермская балерина.

   
   

Коронавирус наступает, нефть дешевеет, доллар растёт. В этой атмосфере нервозности так хочется чего-нибудь светлого и позитивного. Хочется праздника. В преддверии Дня театра - праздника всех, кто в театре работает, и всех, кто его любит, - гостем редакции стала ведущая балерина Пермского театра оперы и балета Полина Булдакова.

В начале был «Арлекин»

Вера Шуваева «АиФ-Прикамье»: Полина, вы помните свою первую встречу с театром?

Полина Булдакова: Смутно. Но мама рассказывала, что первым балетом, на который она повела меня в Екатеринбурге, была «Жизель». Говорит, что весь второй акт я сидела заворожённая, не шелохнувшись. Мне тогда было годика четыре. Хотя просто в театре, не как зритель, я бывала и раньше. Моя мама драматическая актриса. Когда она училась в театральном институте, нередко брала меня с собой, чтобы не оставлять дома одну. Я бегала, всё время пританцовывала. И мамин педагог по сценическому движению, оценив мои данные, посоветовала отдать меня в танцы.

- А как вы попали в Пермское хореографическое училище?

- Сначала занималась в танцевальной студии «Арлекин», потом в студии «Балет плюс». После третьего класса перешла из обычной школы в екатеринбургский лицей им. Дягилева, где есть отделение хореографии. Там вёл класс у мальчиков и ставил дуэты педагог ПГХУ Евгений Владимирович Катусов. Он-то меня и заметил. А перед своим отъездом в Пермь сказал моей маме: «Девочка, конечно, уже взрослая, но всё же попробуйте поступить к нам в училище». Мы купили билеты в Пермь, приехали – и я поступила! В 15 лет. Училась четыре года. И с 19 лет работаю в театре.

- Можете назвать событие, оказавшееся ключевым в вашей балетной жизни?

   
   

– Наверное, то, что моим педагогом в театре стала заслуженная артистка России Наталья Моисеева. Мы встретились с ней ещё в училище, где она два года была нашим педагогом по классике. Это важно. Но если ты не найдёшь своего педагога потом в театре, то карьера не сложится. Наталья Анатольевна не только помогает мне готовить новые партии, но и поддерживает морально. Очень помогала в начале пути, чтобы я поверила в себя. У меня тогда были проблемы со здоровьем: гемоглобин был 70 при норме 120. Меня просто колыхало.

- И как выкарабкались?

- Обследование показало: кровоточащая язва желудка. Лечилась, принимала железо в таблетках. Сейчас каждый день стараюсь есть мясо. То, что балерины ничего не едят, это миф. Просто мы знаем свою меру. Но без сладкого, например, жизнь вообще не представляем. Всегда с собой шоколадка либо карамелька, потому что это быстрые углеводы, которые и настроение поддерживают, и позволяют делать маленькие рывки на репетициях. Иногда сами педагоги подбрасывают нам сладенькое. Сидишь на долгой постановочной репетиции под палкой, ждёшь своего часа. Они видят, что ты загрустила, и – на, держи конфетку!

- В вашем характере больше соли или сахара?

- Сахара. (Смеётся.)

"Зимние грёзы". Маша — Полина Булдакова, Вершинин — Георгий Еналдиев. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Антон Завьялов

Вверх, вглубь и вширь

- Сейчас вы готовите главную партию в балете Владимира Васильева «Анюта». Не страшно браться за неё после блистательного исполнения этой роли великой Екатериной Максимовой?

- Тут немножко другая история. Во мне самой. Я очень не люблю чеховскую «Анну на шее». Совершенно не принимаю эту героиню. Но у меня такая любовь к волшебной музыке Гаврилина! Помните знаменитую вариацию Анюты? Когда смотрю её на видео, даже неважно в чьём исполнении, всегда слёзы накатывают. Именно от музыки. Мне интересно, как танцуют Анюту разные балерины. Смотрела видео этого спектакля из Большого театра, из Воронежа, из Самары. И, конечно, фильм-балет с Максимовой - это сказка!

- Из-за коронавируса премьеру «Анюты», которой должен был открываться нынешний «Арабеск», и сам конкурс артистов балета перенесли с апреля на октябрь.

- К сожалению. Но что делать, если мир охвачен пандемией и введён запрет на все массовые мероприятия. К тому же «Арабеск» - это Открытый российский конкурс, в котором участвуют много иностранцев. Зачем подвергать людей риску?

- На «Арабеске-2014» вы стали лауреатом III премии. После этого ваша жизнь начала развиваться вверх, вширь или вглубь?

- Наверное, во всех направлениях. Вглубь – ещё глубже в душу, вверх – это по карьерной лестнице. А вширь… Ладно, пусть будет любовь зрителей! Хотя всегда смущаюсь, когда выхожу в зрительный зал, чтобы посмотреть какой-нибудь спектакль, а меня узнают, здороваются, благодарят.

- Сегодня вас называют звездой пермской балетной труппы. Вы сами ощущаете этот статус?

- Ощущаю, что меня уже воспринимают не как маленькую девочку, а как повзрослевшую девушку. И что прислушиваются ко мне, если я говорю, что устала, и прошу, например, развести репетиции. То есть статус позволяет мне с чем-то не соглашаться, что-то предлагать, в чём-то возражать, чего раньше я не могла себе позволить. А что звезда – нет, не чувствую. У меня и сейчас есть проблемы в исполнении: стопа закосит, вращение не получается, ещё что-то. Но я над этим работаю.

Жизель- Полина Булдакова, Альберт — Кирилл Макурин Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

Любимая «Золушка»

- Ваш идеал в балете?

- Какую-то одну балерину не могу назвать. Очень нравится «Умирающий лебедь» у Лопаткиной. Её широта рук – что-то невозможное! У Осиповой – то, как она работает стопами, как подтянута на ногах. И её эмоции, конечно, особенно в «Ромео и Джульетте» Макмиллана. Вишнёва для меня – это необъяснимая эстетика движений. Очень приятно смотреть на неё в любом балете.

- Вы заняты практически во всём сегодняшнем репертуаре. Есть среди этих ролей любимая?

- Тоже сложно назвать одну. Но если из тех, что прямо в сердце, то Вера Надеждина в «Золушке» Алексея Мирошниченко. Мне кажется, этот балет любит вся наша труппа. Так душевно проходили репетиции, все вместе что-то обсуждали с Алексеем Григорьевичем. Это же балет про балет.

- А самый трудный для вас спектакль?

- «Лебединое озеро». Он трудный технически. В отличие от остальных балетов тут другая пластика спины, плеч, рук, другая работа мышц – всё идёт от лопаток. Поэтому на следующий день всё болит. Ну и в эмоциональном плане трудно переключаться: сначала ты нежный, утончённый лебедь, а потом властная женщина, которая пришла на бал повелевать.

- Театралы со стажем сетуют, что в последние годы из афиши исчезло немало прекрасных балетов. Согласны с ними?

- Да, мне тоже не хватает многих спектаклей. Очень нравилась «Свадебка» - волшебное соединение музыки, хора и танца. Был замечательный балет «Фадетта». Хорошо, что недавно возобновили «Зимние грёзы». Сейчас вот возобновляем «Вариации на тему рококо» и «Шута». А ещё мне хочется, чтобы у нас в театре поставили «Спартак». Отличная работа для мужского кордебалета.

- Ваша жизнь – бесконечная трата сил, физических и духовных. Что вас при этом подпитывает?

- Любовь мужа. Поддержка подруг, когда можно выговориться. Отпуск на море, где мы набираемся солнца и сил на весь следующий сезон.

- Работать в другом театре не мечтаете?

- Я очень люблю приезжать в Питер, где у меня много друзей и знакомых. Люблю приезжать в Москву. Но именно приезжать. Пермский театр меня вырастил как балерину, за что очень благодарна. Мне здесь нравится. Возможно, если бы меня пригласили танцевать где-то как приглашённую солистку, я бы согласилась. Но только от имени пермского театра.

ДОСЬЕ
Полина Булдакова. Родилась в 1992 году в Екатеринбурге. В 2011 году окончила ПГХУ и была принята в труппу Пермского театра оперы и балета. С июня 2015 года — солистка Пермского балета, с июня 2016 года - балерина. Лауреат международного конкурса «Арабеск-2014». Муж – Николай Ланцев, артист Пермского балета.