«Есть такое утверждение, что смерть превращает жизнь в судьбу. Жизнь и судьба Ивана Тимофеевича достойны памяти», – считает доктор культурологии, профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра Пермского государственного института культуры Галина Ивинских.
При поддержке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Игоря Сапко она подготовила выставку «Памяти мастера». Эта экспозиция, посвящённая 100-летию со дня рождения Ивана Бобылёва – человека, который внёс большой личный вклад в пермскую театральную культуру, вписав своё имя в историю российского театра.
Открытие выставки состоялось в здании Законодательного Собрания Пермского края. Рассказываем, как прошло событие.
«Это бурление видно на фотографиях»
6 ноября представители культурного сообщества, журналисты, учёные и люди, которые лично знали Ивана Бобылёва, встретились на открытии выставки «Памяти мастера». Она стала частью проекта Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Игоря Сапко – «Право и творчество».
«Для меня большая честь открывать эту выставку. Она даёт старт череде мероприятий, посвящённых 100-летию со дня рождения Ивана Тимофеевича Бобылёва. С 1967 по 2004 год он был главным режиссёром, художественным руководителем Пермского академического театра драмы. При нём театр получил орден Трудового Красного Знамени, высокое звание – "академический". И тот вклад, который внёс Иван Тимофеевич в развитие пермской и российской культурной среды, сложно переоценить. Мне повезло знать его лично», – обратился с приветственным словом к присутствующим Игорь Сапко.
Галина Ивинских более 30 лет работала с Бобылёвым. Профессор собрала фотографии из разных периодов его жизни и творчества: репетиционные будни в Перми, театральные праздники, рыбалка на Вишере… Практически все снимки – из её личного архива. Галина Ивинских до сих пор говорит о «мастере», которому посвящена экспозиция, в настоящем времени.
«Бобылёв – он, прежде всего, художник, созидатель, сочинитель. И вот то, что в нём есть, он хочет выразить средствами языка. И в нём это всё бурлит, и это бурление видно на фотографиях», – рассказала она.
Помимо фотографий, на выставке представлены афиши, подписанные актёрами.
«Вообще, в театрах не принято (нет такого порядка), чтобы актёры подписывали афиши. Но иногда случается, – отметила Галина Ивинских. – На выставке представлена афиша "Царь Фёдор Иоаннович". Это первый спектакль Бобылёва на пермской сцене в 1967 году. Он вызвал большой резонанс», – продолжила Галина Ивинских.
8 миллионов зрителей
Не смог пропустить открытие выставки народный артист России, актёр Пермского академического Театра-Театра Владимир Гинзбург. Он погрузил всех присутствующих в воспоминания.
«Спасибо всем, кто помнит Ивана Тимофеевича. Этот человек сделал очень много для нашего города, для нашего театра. И так уж получилось, что я был свидетелем всей его деятельности в театре, – сказал он. – Театр переживал разные периоды. Бывали и кризисы. Когда я работал во Владивостоке, приехал в наш город к ребятам, с которыми учился, и поразился: театр находился в плачевном состоянии. Помню, как позвенел третий звонок, я влетел в зал и с ужасом увидел, что в зале сидят человек 20. Представляете?»
В 1967 году Владимир Гинзбург вернулся Пермь, как раз в то же время в театр пришёл Иван Тимофеевич. Ситуация начала меняться, что называется, на глазах.
«Он считал, что театр должен задеть душу человека, что он должен быть про человека и ради него. И зритель на это шёл: ко мне начали подбегать и спрашивать, могу ли я как-то достать билеты, а я думал: "Ещё вчера было 20 человек, а сегодня – билеты"… А дальше пошли его блистательные спектакли с великолепными актёрскими работами», – вспоминает Владимир Гинзбург.
Подтверждая слова Владимира Гинзбурга, Галина Ивинских сообщила, что Бобылёв «не гнался за модой»: он ставил спектакли не об актуальном, а о вечном.
«Главное для него было – сострадание к людям. Знаете, в своё время Чехова спросили, почему он ничего не написал про Сахалин (в 1890 году Чехов посетил остров Сахалин – место ссылки осужденных на каторгу – прим.авт.). Он ответил: "У меня всё просахалинино". И вот сострадание к людям было в основе спектаклей Бобылёва. Он считал важным перевести человека в другое состояние, потому что мы всё время замотанные, бегаем, а придём в театр – и как-то подумаем о себе, о близких… В своё время ещё Станиславский говорил, что театр должен дарить радость людям. И такое творчество было у Ивана Тимофеевича. К человеку обращённое».
За годы работы Ивана Бобылёва театр посетили около восьми миллионов зрителей.
Вечер памяти и мемориальная комната
Выставка «Памяти мастера» – первая акция в череде событий, которые запланированы в честь 100-летия со дня рождения Ивана Бобылёва. 27 января 2025 года в «Доме актёра» пройдёт вечер памяти, на Аллее Славы в Перми должна появиться памятная плита, а в Пермском государственном институте культуры – мемориальная комната. Кроме того, Галина Ивинских завершает работу над книгой «Короткий разговор длинною в жизнь» также посвящённую Бобылёву.