Балет Сергея Прокофьева «Золушка» (12+) в хореографии и по либретто Алексея Мирошниченко после шестилетнего перерыва вернулся в репертуар Пермского театра оперы и балета.
В завершение серии премьерных показов руководитель балетной труппы театра Алексей Мирошниченко встретился со зрителями. Творческая встреча прошла на выставке «Маг танца» в Центральном выставочном зале, посвящённой юбилею маэстро. Каждый сантиметр этого волшебного пространства связан с его спектаклями: афиши и программки, костюмы любимых персонажей, работы театральных фотографов и даже… ароматы балетов в изящных флакончиках.
Маг танца, как всегда, был искренним, тонким, остроумным. Рассказал, почему потребовалось возобновление «Золушки». Сравнил постановку спектакля и его восстановление с готовкой борща и жаркой гуляша. Честно ответил, считает ли свою «Золушку», действие которой перенесено в театральную среду 1950-х гг., сказкой.
Собрали заново
Шесть лет назад «Золушка» Алексея Мирошниченко была поставлена на паузу. Хотя зрители её любили. И профессиональное сообщество оценило по достоинству: три премии «Золотая маска» в 2018 г., включая «Маску» за лучшую работу балетмейстера/хореографа.
Потом в истории Пермского балета случился сложный и для многих грустный период вообще без Мирошниченко: летом пандемийного 2020-го он ушёл из театра. А когда через три года вернулся, то первое, о чём сообщил на пресс-конференции, – о своих планах поставить в сезоне 2023/24 «Ярославну» на музыку Бориса Тищенко и возобновить прокофьевскую «Золушку».
«Почему именно её? Во-первых, это один из немногих спектаклей, которые сохранились в театре в плане костюмов и декораций. Её, к счастью, не успели списать, как списали, например, «Жар-птицу» или «Голубую птицу и принцессу Флорину», – поясняет Алексей Мирошниченко. – Во-вторых, там гениальная музыка. К тому же «Ромео и Джульетта» у нас больше не идёт, то есть из прокофьевских балетов оставался только «Шут». В-третьих, в «Золушке» задействована вся труппа, что очень важно. У многих даже по три-четыре роли».
За время, пока спектакль не шёл, в труппе произошло немало перемен. Более половины исполнителей в возобновлённом балете – новые, с другой психофизикой. Да и те, кто танцевал в нём раньше, всё равно по-другому исполняют ту или иную партию. Это, по мнению Мирошниченко, можно сравнить с возвращением к записям в дневнике, который вёл лет шесть назад. Перечитываешь их – и оказывается, что сейчас ты уже иначе смотришь на какие-то вещи.
«Нашей задачей было восстановить «Золушку» в том виде, в котором она была создана, – подчеркнул он на творческой встрече. – Пока то, что ты помнишь, что есть в твоей голове, не пропустить через тело, ничего не получится. Поэтому мы перемыли, перетряхнули буквально каждую косточку. И собрали спектакль, вдохнув в него новую жизнь. Подобно умельцам, которые разбирают автомобиль до болтика, а затем собирают его заново. Это огромная работа».
Проще поставить новый спектакль или осуществить его возобновление? Этот вопрос хореограф оставил без ответа. Но задал собравшимся встречный вопрос: «А что проще: сварить борщ или пожарить гуляш? То и другое надо готовить».
Встретила принца
Над возобновлением спектакля помимо Алексея Мирошниченко работали музыкальный руководитель и дирижёр Владимир Ткаченко, дирижёр-ассистент Иван Худяков-Веденяпин, художник-постановщик Альона Пикалова, художник по костюмам Татьяна Ногинова, художник по свету Алексей Хорошев.
Та же команда, что в 2016 г. впервые представила в Перми этот спектакль. Исключая Теодора Курентзиса, тогда худрука Пермского оперного, который в 2016-м был музыкальным руководителем и дирижёром-постановщиком спектакля.
«Теодор мечтал продирижировать «Золушку». Он предложил: «Давай используем приём «театр в театре». Чтобы в нашем спектакле «Золушку» ставил Главный театр страны. В какое время – в XIX веке или сейчас – неважно». Но мне нужен был конфликт, любовный треугольник, приглашённый иностранец. Я решил обозначить время точно: 1957 год. И от фактической премьеры балета недалеко (премьера «Золушки» в хореографии Ростислава Захарова состоялась в Большом в ноябре 1945 г. – Авт.), и вообще эпоха довольно красивая», – поделился Мирошниченко.
В его авторском либретто появились Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, приметы хрущёвской оттепели. Главный театр страны на главную роль в балете, который ставится к фестивалю, приглашает звезду Парижской оперы Франсуа Ренара. (Привет великому итальянскому тенору Марио дель Монако, примерно в те же годы приезжавшему на гастроли в Большой театр!) Между Франсуа и юной Верой Надеждиной, готовящей в этом балете партию Золушки, вспыхивают чувства. Но в Веру влюблён и начинающий советский балетмейстер Юрий Звёздочкин.
Нелёгкий выбор разрешается просто: за героиню его делает само время с ещё прочным железным занавесом и всесильным КГБ. Француза, заподозрив в шпионаже, высылают из СССР, а Веру за связь с иностранцем – из столицы в Пермь. Разумеется, наш город и наш театр возникают здесь неслучайно. Именно в Перми, бывшем Молотове, куда в Великую Отечественую был эвакуирован Кировский театр оперы и балета и куда был приглашён Сергей Прокофьев, композитор закончил клавир «Золушки».
В конце спектакля зрители видят на сцене знакомый до боли Пермский оперный под падающим снегом. На фоне его, обнявшись, проходят постаревшие Вера Надеждина и Юрий Звёздочкин. И от этого просто перехватывает горло. Да, Звёздочкин, талантливый балетмейстер, оставил Главный театр и последовал за Верой в Пермь. Золушка встретила-таки своего Принца.
Несказочная сказка
На афишах пермской «Золушки» чётко обозначено: балетная драма в трёх действиях. Написано это узнаваемым советским шрифтом. Однако, несмотря на подсказки, кто-то приходит на спектакль Мирошниченко в ожидании иллюстрации сказки Шарля Перро.
Но сказкой для детей «Золушка» была недолго – каждый хореограф-постановщик ищет в ней свой поворот. Так, в постановке Рудольфа Нуреева в Парижской опере события происходят в Голливуде 1930-х годов, и добродетельная девушка получает там не только возлюбленного, но и выгодный контракт с киностудией. Английский балетмейстер Мэтью Борн перенёс действие «Золушки» в Лондон эпохи Второй мировой войны. Ну и так далее.
У Мирошниченко с исчезновением сказочного сюжета сказочные персонажи не исчезли. Есть и мачеха, и сёстры. И вообще половина второго акта – это традиционная «Золушка» с кринолинами, фижмами, париками. Спектакль в спектакле, поставленный тем самым хореографом-новатором Юрием Звёздочкиным. А в остальном архетипические герои перевоплотились в новых. Вместо несправедливой мачехи – прима-балерина Ольга Свистокрылова; её свита, солистки балета, заменили злых сестёр. Нет доброй феи, зато есть «фей» – мастер по изготовлению балетной обуви Яков Фейман. Дядя Яша и дарит главной героине волшебные пуанты, пусть и не хрустальные.
«Если говорить о музыкальной драматургии, то у нас она полностью сохранена, – отметил на встрече в ЦВЗ Алексей Мирошниченко – Но если о том, сказка ли это, то в привычном понимании слова – не сказка. Драма, через призму которой мы рефлексируем над собственной жизнью, историей балетного мира и страны в целом. Наш спектакль – дань уважения балетному миру. Тут раскрываются многие детали артистических будней. Кроме того, я вплёл в хореографический текст пластические цитаты из советского времени: «двойную рыбку», «флажок», «ласточку». Хочется, чтобы этот пласт балетной истории не был утрачен окончательно».
Возвращаясь же к сказочным параллелям, Алексей Мирошниченко уточнил, что для него лично такая «Золушка» – сказка самая что ни на есть настоящая.
«Возможно, и в жизни такое у кого-то случается. Но очень редко, особенно в наше время, – с грустью сказал он. – Многие сегодня не понимают, как можно пожертвовать карьерой, статусом. Ради чего?! Ради любви! Если люди нашли любовь и пронесли её через всю жизнь – это самое главное. Как говорил апостол Павел, «если я любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий».