Приглашение участвовать в фестивале Владимира Федосеева, состоявшемся здесь, он получил от самого «дирижёра-патриарха».
Павел Милюков исполнил Концерт для скрипки с оркестром П. И. Чайковского. В сопровождении Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского. На сцене театра, также носящего имя Чайковского. И этот «Чайковский в кубе» вызвал настоящий шквал эмоций и оваций в зрительном зале.
От нот – к душе композитора
Глупо спрашивать музыканта, о чём поёт его скрипка. В лучшем случае отшутится, как Павел: «Если я отвечу, что о чём-то тёплом, это же не значит, что о печке». Вообще, главное для него - понять, что было в душе композитора, когда тот творил. Путь от нот до такого понимания долгий, если не сказать – бесконечный. Но без этого нет Музыки.
Музыкой жизнь недавнего выпускника Московской консерватории наполнена до краёв. Она заставляет его разрываться между Москвой, где он учится в аспирантуре консерватории, и Питером, где работает солистом Санкт-Петербургского Дома музыки. Вдохновляет на участие в конкурсах: ведь «аудитория там совершенно особая, слушающая музыку иначе». Не оставляет времени ни на что другое… Разве что зимой иногда, уже поздно вечером, удаётся погонять шайбу с друзьями.
Но в Пермь Павел приезжает практически ежегодно. И просто к родителям, и с концертами. В 2006-м, например, когда отмечалось 100-летие Дмитрия Шостаковича, исполнял с оркестром Пермского оперного Второй концерт Шостаковича. (В Москве в тот же день и тот же концерт играл Виктор Третьяков.) А в прошлом году – открывал очередной краевой конкурс «Волшебный смычок», в котором когда-то выступал сам и который принёс ему первый Гран-при.
Впрочем, спрашивать, сколько Гран-при и лауреатских дипломов, в том числе международных конкурсов, получил он к своим двадцати пяти, тоже бессмысленно.
- Я их не подсчитываю, - смущается. И после долгой паузы: - Я работаю. Подсчитывают пусть мои недоброжелатели.
Диалог с Гварнери
Заслуженный работник культуры России Татьяна Шевцова впервые увидела Пашу, когда его привели к ней в музыкальную школу № 1. Профессиональным взглядом оценила длинные крепкие пальцы мальчика. Но главное – подкупили слова Пашиной мамы (не имеющей, кстати, отношения к музыке, математика): «Я сомневаюсь, что у нас что-то выйдет, но мы будем очень стараться». «С такой мамой выйдет!» - сразу решила Шевцова, зная, как много в успехе детей зависит от настроя родителей, и приняла пятилетнего Павлика.
- В 90-е у меня училась целая плеяда вундеркиндов: Лена и Паша Башмаковы, Паша Милюков, Илья Гольдберг, Даша Иванова, Лена Корженевич, - рассказывает Татьяна Аркадьевна. - Пашка, помню, в третьем классе вдруг сыграл концерт из программы седьмого, подобранный на слух.
Не случайно именно ему досталась одна из трёх скрипок, подаренных в те годы знаменитым Спиваковым классу пермского педагога Шевцовой. Он занимался на ней вплоть до окончания школы. А сейчас его постоянный диалог - со скрипкой Джозефа Гварнери, предоставленной госколлекцией уникальных инструментов.
После выступления в Перми Павла ожидала за кулисами толпа поклонников. С цветами и расспросами. Он, взволнованный, в мокрой от пота рубашке, был, как всегда, немногословен. Да, очень благодарен маэстро Федосееву за приглашение на фестиваль. Да, уже выступал с его оркестром раньше, как и с оркестрами Башмета, Когана, оркестром Мариинки под управлением Гергиева. Нет, через несколько часов улетает в Москву, оттуда – на конкурс Сарасате в Испанию…
А рядом со скрипкой, ещё дышавшей, кажется, музыкой Чайковского, лежала крохотная позолоченная её копия. Сувенир, подаренный одной из поклонниц.
Смотрите также:
- «Музыканты играют без партитур и кажется, что они ловят музыку из воздуха» →
- Ольга Выгузова: «В реакции зрителя, как в зеркале, видно всё» →
- В Пермском Органном зале звучала скрипка Наполеона →