Пермская культурная политика - платье для голого короля

   
   

Фестиваль «Белые ночи в Перми» ураганом пронёсся по краевой столице, ошеломив зрителей и порядком опустошив городскую казну. 

На его подготовку  из городского бюджета  было выделено 112,5 млн рублей. Из них 82 млн - на оформление городского пространства, 18 млн - на афишные события. Чиновники выразили уверенность, что фестиваль привлечёт более 1,5 млн зрителей, а экономический эффект от «Белых ночей» будет не ниже 172 млн рублей - такую сумму могут потратить в Перми туристы. 

Но наплыва туристов в самопровозглашённую культурную столицу так и не случилось. Гостиницы и аэробусы показали обычную для этого времени года загруженность. На многих фестивальных площадках явно не хватало зрителей - не без помощи взбунтовавшейся вдруг погоды. К концу «горячего месяца» организаторы с гордостью выдавали в пять раз менее скромную (против расчётной) цифру зрителей, посетивших фестивальные площадки: 229 тысяч человек. 
-  Фестиваль «Белые ночи в Перми» — это 403 мероприятия самого разного формата:  выставки, концерты, перфомансы, пикники, соревнования и пр., - говорит министр культуры Пермского края Николай Новичков. -  Все это каким-то чудом умещается в 26 фестивальных дней, в среднем — по 15 с половиной событий в день. Зачем мы гонимся за численностью? Во-первых, действительно есть амбиция сделать масштабное явление. А во-вторых, хотим, чтобы пермяки и гости нашего города привыкли к высокому темпу фестивальной жизни, чтобы это стало нормой. 
Погоня за количеством  не привела к желаемому качеству. За три недели до открытия оставалась туманной идеология фестиваля, не говоря уж о конкретике событий. Неутешительные итоги подготовительного периода «Белых ночей» озвучил сам Борис Мильграм: «Несистемность, в связи с этим неуправляемость и неэффективность».
Слов нет, в рамках «Белых ночей» встречались действительно достойные, интересные события. Но стоимость билетов на них вызвала искреннее недоумение даже у мэра Перми. Билеты на представление «Лучшие маги мира», к примеру стоили от 1,5 до 5 тысяч рублей. 
- Но если мы говорим, что «Белые ночи» — это важное мероприятие, значит, должны делать его доступным для горожан, - резюмирует Игорь Сапко. 
К концу месяца город явно устал от грохочущей тяжёлым роком эспланады, от откровений «гениев» типа Децла и репера Сявы, от скандальных андеграундных выставок и, главное, от новых шедевральных уличных арт-объектов. Пресловутую букву «П» в виде лохматой табуретки, состоящей из распятых брёвен, остряки окрестили «Платьем для голого короля». И придумали для скандальной «П» подходящие смыслы: Позор Перми, Профанация, Порнография, Прохиндиада, Помойка для Псевдокультуры. 
- Складывается такое впечатление, что заезжие варяги откровенно издеваются над пермяками и ждут, насколько у людей хватит терпения, - говорит председатель Пермского отделения Российского  союза художников Равиль Исмагилов. 
Терпение лопнуло. 30 июня творческая интеллигенция города выходит на митинг против траты бюджетных денег на «мыльные пузыри» надуманных, не нужных пермякам проектов. Против пошлости и безнравственности, выдаваемой за оригинальность. Против развращения молодёжи, против игры в культурную революцию. 

Нью-Васюки по-пермски

«Слизав» громкое имя питерского фестиваля, организаторы на том не остановились. Замахнулись на создание «пермского Арбата». Состряпанная в пожарном порядке пешеходная улица поражает своей безвкусицей и вульгарной провинциальностью. Витиеватые скамейки и фонари никак не вяжутся с грубыми бревенчатыми лотками «а ля сарай». На одном из таких «сараев» красуется надпись: «Сеновал». Видимо, для гармонии с главной пермской достопримечательностью - «Хромой лошадью». Добавьте к этому облезлые фасады ближайших домов, безобразное качество асфальта, «замаскированное» аляповатыми цветными кругами. И скульптуру весельчака-монаха с полной кружкой пенящегося пива. Симпатичная такая реклама алкоголя. А ведь здесь ходят дети. 
Через дорогу, у гостиницы «Урал» - ещё «веселее». В рамках фестиваля «Белые ночи в Перми» здесь прошло действо «Мифы Урала»: мастера ленд-арта создавали из лесоотходов «шедевральные» поделки, которое, по замыслу организаторов, останутся украшать город. 
 Спрашиваю у молодой женщины, застывшей  в глубокомысленной позе перед композицией из неструганных досок «Хребет России»: вам нравится сие художество? Она, озадачившись,  вещает, что это «необычно. свежо, надо осмыслить». В разговор вступает Ольга Яковлева, студентка МГУ: 
- Такое впечатление, что плотник притащил доски, всю ночь бухал, а наутро вспомнил: надо  что-то соорудить, ведь придёт проверка… Ну вот и сляпал с перепоя. 
Молодая женщина облегчённо вздыхает: 
- На самом деле, мне тоже противно на это смотреть. Я просто думала, вдруг чего-то не понимаю… Вот оно,  «платье для голого короля». Мы - «край непуганых идиотов» для новоявленных Остапов Бендеров.  И пытаемся построить у себя Нью-Васюки. 
Известный мастер ленд-арта Николай Полисский, прогуливаясь по этой экспозиции,  сообщил журналисту интернет-газеты Соль: 
- Подобные штуки здесь не органичны, они в принципе чужеродны городу. Все скученно, объекты  мешают друг другу. Ворона — она же, хоть и строит гнездо на дереве, старается спрятать его от людских глаз. Поэтому на него смотришь как на нечто отдельное от городской жизни. И здесь то же самое —  все это  спрятать бы куда-нибудь в закуток. А то получается — «гнездо» нараспашку. 
А вот и обещанный бомонд. «Художественные произведения» в исполнении самого Децла! И ещё круче: местная знаменитость - репер Сява. На его концерты с удовольствием ходит сам министр культуры Пермского края и водит туда своего шестилетнего ребёнка. Министр культуры собирается наградить Сяву премией Пермского края, как и создателей сериала «Реальные пацаны». Сява для выступления на эспланаде совершил подвиг: убрал из своих опусов отборный мат. «Сделать это было нереально трудно, зацени, Пермь!» 
- Что же это? Здесь рядом памятник героям Великой отечественной войны, - страдальчески смотрит на маму десятилетняя гимназистка Аня Пономарёва. - Мы сюда цветы возлагали. А теперь здесь орёт гадкая музыка. 
А вы не пробовали сходить на арт-выставку в здании бывшей табачной фабрики? Оторопь берёт, когда видишь здесь семьи с детьми. Дети лицезреют  «этнотрэшурбанвыродков» - кукол, виду  которых позавидует любой создатель фильма ужасов. Рядом - монстры с вывернутыми кишками, ванна с утопленницей.  
Вспоминается вопрос, заданный Валерием Сергеевым министру Николаю Новичкову во время обсуждения  «проекта развития пермской культуры» на заседании Общественной палаты: 
- Какое общество мы готовим: гурманов, имеющее вкусовые ощущения и воспитанное на классике, или людоедов, которые едят что попало? Внедряем ли мы новые продукты путем создания образцов, или провокации?
Министр Новичков пояснил, что в задачи проекта не входит воспитание, а провокация является важной частью концентрирования внимания на происходящем в городе. На это председатель палаты Борис Светлаков ответил: «Как врач могу сказать, что провокация хороша лишь при лечении гонореи».
Министр культуры приезжает на фестивальные площадки на велосипеде. Один из ведущих чиновников городской администрации произносит торжественную речь в экстрим-парке: «У нас сегодня клёвый праздник!» И даже молодёжную тусовку такая «культура» в устах представителя власти бьёт по ушам. Кстати, за сборную Перми в экстрим-парке выступали челябинцы, екатеринбуржцы. Почему своих кадров мало, хотя построен с подачи побратимов-луисвильцев   один из лучших в стране экстрим-парков? Оказывается, у нас нет ни одной спортивной секции по этому профилю. А зачем на них деньги тратить? Можно ведь устроить раз в год громкое шоу и заявить при этом, что Пермь - главный центр экстремального спорта в стране. 
Уникальная выставка мамонтов первоначально должна была проходить в здании речного вокзала. Но организаторы фестиваля настояли на переносе событий  в одно место - в «фестивальный городок». В результате, выставка оказалась под шатром, без соблюдения температурного и влажностного режима. Не удивительно, что такое варварство заставило московских археологов вернуть буквально сполдороги уникальное семейство севрских мамонтов, не имеющее цены. И правильно сделали: ливень залил кости мамонтов, находящиеся на экспозиции. 

Столица «реальных пацанов»

 «Министерство культуры Пермского края поддерживает проекты, растлевающие молодёжь и развращающие общество, - сказано в обращении Конгресса Пермской творческой интеллигенции к президенту Медведеву. - Наследие народов Прикамья планомерно уничтожается группой столичных рейдеров. Пермское отделение Союза художников не имеет своего выставочного зала, закрыт Духовно-исторический центр «России славные сыны» с картинами народного художника СССР Евгения Широкова, под угрозой закрытия художественное училище № 65, детская художественная школа. 
Напрашивается вопрос, почему власти не видят в крае современное искусство? Между тем, только членов Пермского отделения Союза художников РФ - 140 человек, известных за пределами края и России. Именно эти люди сохраняют и развивают самобытную культуру Прикамья» . 
- Мы выступаем за то, чтобы деньги тратились на необходимые вещи, - говорит книгоиздатель Ирина Артемова. - Огромные средства истрачены на фестиваль «Белые ночи», а вот художественную школу №2 закрыли. Первый художественный лицей загнали в музпедучилище, т. к., опять же, нет денег на детей. Закрыли краевую станцию юных туристов. Зато отдали 2,5 млн., чтобы на заборе нам нарисовали историю Перми. У нас есть свои ребята, они за 300 тыс. зарисуют весь город. Мы хотим, чтобы поддерживали местную культуру. Если тебе она не нравится, привози чужих, но только за свой счет Чего ты на наши деньги гуляешь? 
- Бесконечный импорт любой продукции, в том числе духовной, приводит к деградации местного производства, А жители низводятся до уровня аборигенов. Они становятся потребителями, которые больше ничего не могут. А ведь Пермь всегда была городом, который всё производил сам- говорит в интервью  Ларисе Барыкиной («Эксперт-Урал» № 23) бывший художественный лидер Пермской оперы Георгий Исаакян. -   Что касается сюжета о так называемой «культурной революции»,   речь идёт не о расцвете региона, скорее, о раскрутке бренда, пиар-эффекте. Понятно, что пермская ситуация - всего лишь слепок с более глобальных процессов. Устами не очень чистоплотных людей в России сейчас продвигается мысль, что единственная форма существования искусства - это проект, а в театральном варианте - всё что угодно, только не репертуарный театр… Мой прогноз неутешительный.
По замыслу краевых властей, фестиваль «Белые ночи в Перми» призван увеличить шансы региона на получение статуса культурной столицы Европы. Но что-то подсказывает, что вряд ли Европа клюнет на Нью-Васюки. И останется Пермь столицей «Реальных пацанов». 
Кстати, с подачи министра  Новичкова  создатели того самого  сериала получили на днях премию Пермского края  в области культуры. Объясняя это кощунственное решение, министр  пишет в своём ЖЖ: «Пермь способна самостоятельно создавать выдающийся продукт, который с удовольствием покупается федеральными каналами и от которого в восторге вся страна. И я горжусь тем, что работаю министром культуры Пермского края во время торжества таких талантов… Сериал «Реальные пацаны» на несколько порядков поднял известность Перми».  
Кто-то спросил пермяков, нужна ли им такая известность? 

Смотрите также: