Две первые премии – у пермяков. Итоги балетного конкурса «Арабеск-2022»

Отлично показала себя на нашем конкурсе москвичка Алеся Лазарева из Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва. © / Андрей Чунтомов / Пермский театр оперы и балета

Гала-концертом лауреатов 29 апреля, в Международный день танца, в Перми завершился XVII Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой.

   
   

Пермь рулит!

Гран-при «Арабеска», вручавшийся за более чем тридцатилетнюю историю конкурса лишь трижды (в 1992 году его получил японец Морихиро Ивата, в 2010 году – Джун Ён Дже из Кореи, в 2012 году – ещё один кореец Кимин Ким), опять остался почивать в сейфе. Но настоящими триумфаторами нынешнего конкурса стали пермские танцовщики Валерия Кузнецова и Георгий Еналдиев. С первого тура они выглядели явными лидерами на фоне других участников.

Георгий Еналдиев. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Никита Чунтомов

Шесть лет назад Еналдиев, будучи тогда студентом Пермского хореографического училища, уже становился дипломантом «Арабеска». Сейчас он солист балетной труппы Пермского оперного. И у него заслуженная первая премия среди мужчин в старшей группе. Мощными прыжками, шквалом эмоций (чего стоила только вариация Армена из балета «Гаяне» во втором туре!), точной графикой танца Георгий покорил сердца членов жюри.

А 17-летняя Лера Кузнецова их буквально растопила. Студентка II курса ПГХУ продемонстрировала не только безусловную одарённость и прекрасную балетную выучку, но и музыкальность, женственность, артистизм. И выиграла первую женскую премию в младшей группе, став главным открытием конкурса.

Валерия Кузнецова и Олег Мангадаев. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Никита Чунтомов

«Погоня за техникой медленно, но верно убивает танец. Что в столичных, что во внестоличных театрах. Но есть счастливые исключения. Одно из них – юная пермячка Валерия Кузнецова. Её Одетта из «Лебединого озера» – заявка на большое балеринское будущее», - написала по окончании третьего тура член жюри прессы, театровед и балетный критик Виолета Майниеце.

Кстати, и премию жюри прессы, которую вручают помимо премий основного жюри, нынче поделили  между Георгием Еналдиевым и Валерией Кузнецовой. Валерии вручили также специальный приз зрительских симпатий и приз Дома Дягилева «Надежда России».

Где лучший дуэт?

Лауреатами «Арабеска-2022» в основном конкурсе стали ещё четверо пермских танцовщиков. В младшей группе вторую премию получила Дарья Чугунова, а «половинку» третьей – Диана Товтын, разделив её с Ангелиной Карамышевой из Санкт-Петербурга.

   
   

В старшей группе вторую мужскую премию жюри поделило между артистом Пермского театра оперы и балета Олегом Мангадаевым и Клеманом Гийомом из Франции. Кроме того, «половинка» третьей женской премии  — у студентки III курса ПГХУ Вероники Стерховой (вторая её часть - у Алисы Алексеевой из Уфы).

Клеман Гийом Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

Отлично показала себя на нашем конкурсе москвичка Алеся Лазарева из Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва. Она была одинаково хороша в вариациях и страстной Эсмеральды, и принцессы Авроры, и царственной Гамзатти. Не случайно именно ей досталась безоговорочная победа в старшей группе. А плюсом к лауреатской награде ещё и приз им. Галины Улановой «За одухотворённость танца».

Запомнились своими выступлениями также солист Красноярского театра оперы и балета Георгий Болсуновский (третья премия в старшей группе), представители Якутии Алисия Пак (приз Московского общества любителей балета «Сильфида») и Иван Одинцов (вторя премия в младшей группе), москвичка Ульяна Васильченко (приз Георгия Зорича «За чистоту техники и артистичность исполнения»).

Иван Одинцов. Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

Жаль, что невручённым в этом году остался  приз Екатерины Максимовой – Владимира Васильева «Лучшему дуэту конкурса». Хорошие дуэты среди конкурсантов были. Но не было, по словам худрука и председателя жюри «Арабеска» Владимира Васильева, такой пары, которая бы «дышала одним дыханием».

Все пути сходятся

На конкурсе современной хореографии, традиционно проходящем в рамках «Арабеска», первую премию балетмейстеру жюри решило нынче не присуждать. Вторую получила Лилия Симонова (Москва) за постановку номера «Маргарита» по мотивам романа «Дама с камелиями». Ну а третья премия опять оказалась поделённой – между москвичкой Елизаветой Мазуркевич (номер Mielikki) и пермячкой Ксенией Малининой (номер «При тусклом свете»).

Среди исполнителей, отмеченных жюри, - только пермяки. Лауреатом первой премии и тут стала Валерия Кузнецова. Хрупкая, почти бестелесная, она поразила в миниатюре «На вершине все пути сходятся» (хореограф - Юлия Репицына) красотой линий и невероятной одухотворённостью. Её партнёр в дуэте Олег Мангадаев за исполнение этого номера удостоен третьей премии. Вторую разделили между собой Георгий Еналдиев и Генрих Райник. Еналдиев превосходно исполнил номер «Попутчик», а Райник до комка в горле заставил сострадать герою его «Септаккорда», иступлённо ищущему то ли нужное решение, то ли ускользающую мысль.

Хореограф-постановщик обеих миниатюр - Алексей Расторгуев, удостоенный специального приза жюри «За вклад в развитие современной хореографии на конкурсе «Арабеск».