Несколько дней назад около Губахи начались съёмки фильма «Сердце пармы», основанного на известном романе Алексея Иванова. Они будут проходить здесь до середины августа, после чего переедут в Подмосковье, а затем снова вернутся на пермскую землю.
О том, для чего на съёмках понадобилась десятитонная лодка, почему костюмы в фильме не уступают нарядам в «Игре престолов» и как актёры справляются с ролями, – материал «АиФ-Прикамье».
Скалы, эльфы, красота
В Прикамье съёмки проходят в нескольких локациях. Главный герой романа князь Михан уже успел въехать на коне в ворота специально возведённой декорации стены Чердыни (её же будут использовать и в качестве стен Усть-выма) – она расположилось на одной из гор вдоль реки Косьвы. Рядом возводят ещё одну декорацию – храм, который в романе строит Иона.
Другая локация – у подножия горы, на берегу реки Косьвы. Там стоит ещё одна сложная декорация – княжеская барка весом почти 10 тысяч тонн.
Здесь же, в губахинских просторах, будет ещё две локации для съёмок. На горе Крестовой будут снимать вогульский город Пелым (сейчас заканчивают возводить основу для декораций). По задумке, это будет город в скале, для чего декоратором предстоит создать в ней имитацию ворот.
Другой город – Урос – тоже снимут рядом, на берегу Усьвы. Зрителям его представят в виде домов, стоящих в воде на сваях. Населять город будет полусказочный народ с белыми волосами и голубыми глазами – подобие эльфов.
Выбор места для съёмок пал на губахинские живописные места по нескольким причинам. Помимо красоты природы, которая, по словам всей съёмочной группы, словно переносит в другое время, здесь удобные условия для подъезда многочисленных грузовиков с костюмами и реквизитом, и есть, где разместить саму съёмочную группу. На условия проживания никто не жалуется. Не смущает даже плановое отключение горячей воды. «В Москве, в районе, где я живу, тоже сейчас её нет», – смеётся один из продюсеров Дарья Лаврова.
От бород до рысьих когтей
По словам Дарьи, в романе Иванова есть всё, чтобы получилось хорошее кино – любовь, закрученный сюжет, всегда привлекающая зрителей мистика, красивая фактура и потрясающий неизведанный мир.
Этот самый мир создатели кинокартины, по их словам, стараются сделать не «лубковым», а интересным, красивым и органичным. Отсюда – тщательная работа над декорациями, гримом и костюмами.
«Художник по костюмам Екатерина Дымарская проделала огромную работу. Все созданные для съёмок костюмы – словно произведения искусства. Это высокая мода, почти подиумные модели. Это модные сейчас кафтаны с вышивкой, платья с этническими орнаментами…. Даже подумываем после съёмок провести выставку, на которой покажем их», – рассказала Дарья Лаврова.
Образы прорабатывались тщательно. В фильме много народностей, каждый из которых нужно было сделать непохожим на другие, с отличительными чертами во внешности.
Настоящее превращение ждёт актрису, которая исполнит роль Тичерти. В некоторых сценах она перевоплотиться в оборотня – с длинными волосами и рысьими когтями.
Как в реальности
Под Губахой работа кипит на обоих берегах Косьвы. На одном из них идут съёмки сцены, на другом – развернулся лагерь съёмочной группы (трейлеры, фуры с костюмами, реквизитом и техникой, шатёр-столовая). Через реку – подвесной мост, по которому как ни в чём не бывало топают в обе стороны местные жители. Они уже привыкли, что тут снимают кино. Лишь изредка останавливаются посреди шаткого моста, чтобы сфотографировать кинопроцесс.
Около трейлеров можно наткнуться на развалы реквизита – вот кучка сапог, а вот гора щитов и оружия (арбалеты, сабли, молотки).
Княжеская барка – его творение. Огромный металлический каркас лодки обшит деревом. Внешне она максимально приближена к баркам, которыми пользовались много веков назад. Но по воде ходить не может, только держится на ней.
Прототипы оружия также приближены к реальным, при их создании придерживаются аутентичных технологий производства. Арбалеты рабочие, стрелы тоже (только наконечник не металлический, чтобы избежать травм). Кстати, для съёмок в Прикамье изготовили около 300 стрел, а всего для фильма их понадобится более полутора тысяч. Основная часть – для главной сцены битвы. Планируется, что по эпичности она не уступит сражению в той же «Игре престолов». Снимать её будут в Подмосковье.
Сейчас художники фильма работают над созданием Золотой бабы. Никто не знает, была ли она на самом деле и как выглядел этот мистический идол. Пока то, какой баба предстанет в фильме, не рассказывают, но признают, что основная составляющая концепции останется – это будет образ женщины с ребёнком в утробе.
Периодически в громкоговорители разносится призыв «Тишина!», в рации, которые есть почти у всех снующих туда-сюда участников группы, слышны переговоры: «Будет дубль!», «Минутная готовность и снимаем», «Принесите седую бороду». О том, что происходит там, где идёт съёмочный процесс, приходится догадываться – барку, актёров, оператора, режиссёра и остальных видно только издалека. Нарушать священный процесс работы нельзя. Съёмки сцены должны были прерваться около трёх часов дня (а начались они в шесть утра), но завершились только к шести вечера.
Смешение времён
Постепенно с берега, где шли съёмки, стали прибывать татары с щитами и чумазые босяки – это актёров массовки отпустили перекусить и отдохнуть. Не снимая костюмов и пытаясь не повредить приклеенные бороды, мужчины расположились на берегу реки – кто с мобильными, кто с контейнерами с едой.
«Татары пришли на обед, а обеда нет», – шутят актёры, фотографируясь за столом.
Ощущение, что в этом месте сломалась машина времени, перепутав тысячелетия и то ли населив современность людями из прошлого, то ли отправив на несколько веков назад привычные нам атрибуты цивилизации.
Все актёры массовки – жители Прикамья. В основном – из Губахи и соседних городов. По словам съёмочной группы, им удалось найти очень интересные лица.
Один из них – Андрей Козулин – житель Чусового. Как только узнал о кастинге, решил участвовать. С марта он терпеливо отращивал бороду, как требовали условия съёмок. Но ему всё не звонили.
«Я уже потерял надежду, думал, что меня не позовут. Как раз была свадьба у дочери, и я сбрил бороду. А через неделю мне звонят – приезжайте. Я сказал, что уже без бороды. Но всё равно пригласили, – рассказывает Андрей, придерживая отклеившуюся после обеда растительность на лице. – Впечатления потрясающие. Хотя это очень тяжело: один кадр могут снимать почти весь день. Но эмоции – потрясающие».
Роль главного героя, Михана, исполняет Александр Кузнецов.
«Для меня это важнейшая роль. Бывают роли, в которых ты снимаешься для того, чтобы сыграть потом что-то серьёзное, тренируешься или пытаешься раскрыть себя по-новому. А это роль, к которой я уже пришёл. Выбора нет, её надо сделать хорошо. Этот роман читали многие люди, и они ждут высокого результата от фильма. График съёмок очень плотный. Это экспедиционные сложные съемки, мы спим по 4-5 часов и так нам жить как минимум полгода. Но по-другому никак. Мы знали, на что шли, все на азарте и все горят результатом».
К роли Александр готовился долго и серьёзно – изучал историю и культуру, учился ездить на лошади. При этом роман Иванова актёр не читал.
«Мне настойчиво посоветовали этого не делать, пока не закончатся съёмки, чтобы сохранить свежесть восприятия. Если я погружусь в роман с головой то начну воспринимать его как Библию и перегружу себя ответственностью, что будет крайне мешать и мне и режиссёру. Нужно сохранять определённую лёгкость и свободу в создании героя. Иначе ничего не получится. Солдат на войне во время обстрела не думает о великих идеях и целях, он должен быть сосредоточен на конкретном бое, своём оружии, патронах, расположении противника и т.д. Иначе его пристрелят сразу же, и никаких великих идей не будет», – пояснил актёр.
Съёмки фильма будут идти до конца года. Кинокартина должна выйти в конце 2020 или начале 2021 года. Сложность – в предстоящем после съёмок постпродакшене: в картине будет много компьютерной графики для того, чтобы мир романа Иванова ожил не только на бумаге, но и на экране.