Ответы на самые главные вопросы. ТЮЗ представил премьеру «Капитанов песка»

Зритель увидит, как актёры парят и летают по сцене, ходят колесом, кружатся в прыжках, бьются танцем. © / Ольга Семёнова / АиФ

7 и 8 марта в пермском ТЮЗе очередная премьера – спектакль «Капитаны песка».

   
   

«АиФ-Прикамье» рассказывает, с какими сложностями столкнулись в театре при постановке и почему новый спектакль так актуален для современного зрителя.

Вкус свободы

На сцене вы увидите историю, которая рассказывает о беспризорниках одного из бразильских городов, наречённых капитанами песка. Они обитают на пляже, и им приходится воровать, чтобы выжить. 

Зритель окунётся в мир беспризорников, сражающихся со сложностями жизни. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Однажды в их жизни появляется девочка Дора, которая приносит в сердца мальчишек доброту, тепло, любовь. Они же дарят ей отвагу, свободолюбие, страсть к жизни. И весь этот мир стараются разрушить злобные состоятельные жители города, чиновники, стражи порядка. Их цель – поймать беспризорников, остановить их бандитские проделки, лишить их сладостной свободы – единственного, что есть у юных героев.

На сцене удалось создать органичную насыщенную атмосферу. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Ещё дети, капитаны песка вынуждены сталкиваться с самыми взрослыми вопросами. Можно ли изгнать заболевшего друга, чтобы спасти других товарищей? Принять ли в свою беспризорную семью девочку, оказавшуюся в такой же сложной жизненной ситуации, как они? Почему каждый день приходится один за другим отражать удары, когда жизнь и так не сахар? 

Но герои, как и зрители, пытаются найти ответы и на другие вопросы. Вопросы, актуальность которых не ушла, несмотря на возраст произведения – она стала только острее.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Предопределена ли судьба человека? Какой путь предстоит пройти каждому из нас? Какова цена свободы? Что есть любовь? Как одни люди могут повлиять на жизнь других? Есть ли у нас выбор?

   
   

«Есть произведения, которые устаревают по своей стилистике и форме, но продолжают оставаться невероятно актуальными по каким-то основным содержательным вопросам. Сейчас этот замечательный роман потребовал от нас совсем другого подхода. Он невероятно социальный, в нём так много идей справедливости и несправедливости мира и того, как мы его ощущаем. Главное достоинство этого произведения в том, что оно ищет ответы на самые главные вопросы. Когда человек становится на ноги и учится ходить, он ещё и учится падать. Лишь научившись падать, он научится ходить. Лишь совершая ошибки, если у него внутри есть гигантские поползновения прожить подлинную жизнь и сделать что-то важное, он становится личностью… Это произведение о том, ради чего стоит жить и умереть,» – объясняет режиссёр Владимир Гурфинкель. 

Отбросить лишнее

Автором инсценировки выступил Илья Губин – драматург, который, по словам режиссёра, «умеет увидеть в большой книге маленькую пьесу».

«Я оставил только центральные линии, которые раскрывают главную, на мой взгляд, тему произведения – тему судьбы», – рассказал Илья Губин.

В спектакле действительно удалось воплотить ёмкую историю, отражающую этот посыл. Но порой всё же чувствуется, что зрителю не хватает материала, раскрытия важных моментов. К примеру, недостаточно обозначен процесс привязывания беспризорников к главной героине Доре. Когда они успели так к ней так проникнуться и полюбить, что готовы рваться в бой за неё?

Евгений Замаев исполняет в спектакле главную роль. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Однако даже этот недочёт оставляет постановку целостной, насыщенной и глубокой. Накал чувств, терзающая драма, эффект погружения, органичность – всё это есть в тюзовских «Капитанах песка».

К роли через травмы

Спектакль получился невероятно динамичным. Этот эффект создают пластика, музыка декорации. 

Зритель увидит, как актёры парят и летают по сцене, ходят колесом, кружатся в прыжках, бьются танцем. Капоэйра (бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры) стала таким же полноправным языком спектакля, как реплики и игра актёров. По словам хореографа Ирины Ткаченко, всё это далось титаническим трудом.

«Мы поняли, что в постановке нужно использовать искусство капоэйры. Без этого телесного языка в спектакле не обойтись. Но выяснилось, что многие актёры не умеют делать даже колесо. Нам пришлось проделать  огромную работу. У актёров были колоссальные физические нагрузки. Некоторые травмировались», – рассказала Ирина Ткаченко.

Один из языков спектакля - копэйра. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Трём актрисам, утверждённым на роль главной героини, пришлось отказаться: они не выдержали нагрузок.

«В этом вопросе меня поразил самоотверженный подход актёров театра», – признался Владимир Гурфинкель.

Игрой актёров ТЮЗа наслаждаешься. В спектакле они все на своём месте и полностью отдаются ролям. Поразительную силу постановке придаёт заслуженная артистка РСФР Ирина Сахно, играющая в постановке Старуху, – голос мудрости, времени, судьбы.

В спектакле играет заслуженная актриса Ирина Сахно. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова