Переезд галереи. Когда пермяки смогут вновь увидеть пермских богов?

В здании собора посетителям было доступно 1-2% от общей коллекции с учётом ротации. © / Марина Медведева / АиФ

«Уважаемые посетители! С 5 ноября Пермская галерея закрыта для зрителей в связи с переездом». Это короткое объявление на массивной двери Спасо-Преображенского собора вызывает сложные чувства. С одной стороны – грусть. Казалось, если у Перми есть душа, то она именно здесь, где живут пермские деревянные боги. С другой – надежда, что новое здание станет ступенью в новую жизнь.

   
   

Сейчас вся жизнь в галерее подчинена сборам. Там, где раньше начинался осмотр, стоят массивные шкафы, в которых хранились экспонаты. Стены непривычно пусты, картины аккуратно стоят на полу. Сотрудники бережно упаковывают экспонаты. Директор галереи Юлия Тавризян рассказала о том, с какими чувствами принимает такие большие перемены, как и где будут жить экспонаты до окончательного переезда в уже построенное здание и почему ящики сейчас – это очень важно.

Трюки фокусника

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: У вас здесь небольшой и очень уютный кабинет. Не трудно будет его покидать? Как вы в целом воспринимаете переезд?

Юлия Тавризян: Мы все очень давно знали, что нужно будет переезжать, готовились к этому. Когда же закрылась дверь, стало понятно, что пройдена точка невозврата. Появилось чувство растерянности. А затем и вопрос: а что же дальше? Но при этом в будущее я смотрю с надеждой и ожиданием лучшего для коллекции. Что касается кабинета, то здесь и правда хорошо – в пандемию сделали ремонт, чтобы было комфортно работать. Но к любому новому кабинету можно привыкнуть. Главное – устроить коллекцию. Сроки обозначены жёсткие – до 1 декабря. И мы обязаны к этому времени всё собрать. Поэтому если ко мне приходят, чтобы подписать договоры на поставку ящиков, отвлекаюсь и делаю это в первую очередь. Предметов в коллекции очень много: есть хрупкие, требующие тщательной упаковки, есть огромные и гладкие скульптуры, которые непонятно, за что взять. Поэтому на время переезда привлекаем опытных специалистов, которые знают, как необходимо перевозить экспонаты.

– Коллекция временно будет находиться в здании «Телты». Насколько удачное это помещение? Будете ли там проводить выставки?

– Площадь помещения – 3 тыс. кв. м. Часть экспонатов уже перевезли. Самые сложные предметы – это крупная форма, фарфор и стекло, прикладное искусство – перевозим сейчас. Скажу, что в «Телте» просторно, мы обеспечили безопасность, охрану, затемнение, закупили специальное оборудование, стеллажи. Мне даже кажется, что во многом коллекция там устроена лучше, чем здесь. Неудивительно, что те сотрудники, которые в течение года находятся «Телте», говорят, что им тут так хорошо, что они уже никуда переезжать не хотят.

Фото: Пермская художественная галерея

Когда мы сейчас освобождаем помещения собора, то удивляемся, как в крошечные комнатки можно было уместить тысячи предметов без изысков в оборудовании. Это какие-то трюки фокусника. Чтобы разместить всю коллекцию, шли на самые разные ухищрения. Приходилось любое место использовать под фонды. Когда зрители шли по залам, они и не подозревали, что там есть отгороженные места, где находились предметы искусства. Например, недавно СМИ написали, что в галерее нашли скульптуру Елены Янсон-Манизер «Советские физкультурницы». Что значит «нашли»? Она была тут всегда, просто зрители её не видели. В «Телте» планируем выделить небольшое выставочное пространство и проводить образовательные программы. Например, можем включить туда редкие предметы – древнеегипетские мумии и другие предметы этого периода.

   
   

– Говорят, что в соборе получалось выставлять лишь очень маленькую часть коллекции. А в новом здании?

– В соборе мы могли показывать в среднем 1-2 % с учётом ротации. Сейчас будет 15 отделов и получится показать примерно 25 %. В том числе то, что раньше не выставляли. К примеру, коллекцию нумизматики. Планируем постоянно менять коллекцию графики – её нельзя долго выставлять, так как бумага не терпит света. Каждый предмет требует своих условий хранения и экспонирования. Новое здание будет оснащено сложным оборудованием, позволяющим настроить температуру и освещение, будут специальные витражные стёкла с панорамным видом на Каму. Скажу, что это беспрецедентная стройка. Такой большой музей не строили в России пока нигде.

– Всех волнует судьба пермских деревянных богов. Где разместят их?

– Для деревянной скульптуры отведём специальный зал с высотой потолка девять метров. Через потолок будет проникать дневной свет. По форме он будет напоминать храмовое пространство. Но если в соборе это пространство направлялось к куполу, то там будет движение вперёд, как корабль. Неслучайно слово «неф» (алтарь) переводится «корабль». Движение по трём нефам – классическое построение пространства соборов. Этот принцип будет соблюдён и в новом помещении.

Фото: АиФ-Прикамье/ Дмитрий Овчинников

Подвиг хранителей

– Как будет выстроена выставочная работа сейчас? Во время переезда галереи деревянных богов и экспонаты коллекции кто-то увидит?

– Хранители сейчас совершают настоящий подвиг. Они умудряются описывать экспонаты, выдавать документы, принимают экскурсии по зданию и готовят предметы к выставкам. Да, выставок будет очень много. Мы осознанно старались, чтобы в России о нас не забыли. Первая и одна из самых важных выставок называется «Память территории». Она откроется 7 декабря в Центральном выставочном зале. На выставке будут представлены экспонаты из территорий Пермского края (звериный стиль из Чердыни, свадебное правило-весло из Березников, агитэмаль из Лысьвы). Два интересных экспоната передаст Эрмитаж. Сначала сасанидское блюдо, найденное на территории края, а потом – так называемые кабинетные часы, принадлежавшие Строганову. В Ханты-Мансийском округе пройдёт выставка деревянной скульптуры, фотовыставки скульптуры пройдут в Тотьме и Ярославле. В 2024 г. начинаем один из крупных проектов – «Пермское посольство» в Екатеринбурге. На всё время, пока мы будем закрыты, наши предметы русского и западноевропейского искусства будут включены в постоянные экспозиции. Это – настоящее сотрудничество. Есть и другие проекты. Например, будем участвовать в выставке, посвящённой 300-летию Канта в Калининграде. В Пермской галерее есть прижизненный портрет философа. Он, как говорят исследователи, находился в его доме.

– В здании собора остаётся уникальный иконостас, на стенах открывают росписи. Как будут всё это сохранять?

– Сейчас в стенах можно увидеть специальные шурфы. Они сделаны для того, чтобы проверить, есть ли грибок, трещины, и понять, можно ли сохранить росписи. Епархия с большим уважением относится к наследию. Будут проводиться работы по его сохранению, ведь собор – объект культуры федерального значения. Иконостас в собор привезли в 1800 г. из Пыскорского монастыря и монтировали десять лет. Его золотили после установки в соборе (в 1817-1818 гг.). Тогда же проводились некоторые другие работы. Во время ремонта в 2000 г. реставраторы его чистили. Сейчас предстоит большая работа по его реконструкции. Росписи действительно находили не раз. Например, в 2000-2001 гг. – в залах, где была экспозиция русского искусства. Сейчас на лестнице, ведущей на хоры летнего храма, нашли изображения голов херувимов и святого духа.

Фото: Пермская галерея

Видеть красоту в обыденном

– Какие у вас первые воспоминания о галерее? Как вы сюда пришли?

– Впервые пришла сюда в 1969 г., когда мама начала работать в галерее. Сначала была научным сотрудником, а затем уже стала главным хранителем. Мама жила на работе, а я – вместе с ней. Все, кто приезжал в галерею, бывали у нас дома, так что других вариантов развития будущего у меня не было. Правда, в моей семье не так. Дети по моим стопам не пошли. Экскурсии я начала водить ещё в восьмом классе, причём скидок на возраст не давали. До поступления в МГУ работала смотрителем и лаборантом, после – пришла в качестве научного сотрудника. В 1990 г. начала заниматься новой отраслью – музейной педагогикой. И это были самые счастливые десять лет моей жизни. Мы разрабатывали системные программы для детей разного возраста. Считаю эту часть работы очень важной. Я наблюдала, как на глазах менялись эти дети. Мы с ними дружим до сих пор. Даже те, кто не связан с искусством, не боятся общаться, умеют говорить, не судят категорично. Эти люди видят красоту в обыденном и могут передать это видение мира своим детям.

Досье
Юлия Тавризян. Родилась 1 октября 1962 г. в Омске. В Пермь семья переехала в 1969 г. В 1985 г. окончила факультет искусств МГУ им. Ломоносова. С 1985 г. работает в Пермской художественной галерее. С 2012 г. – её директор. Член Президиума ИКОМ России (Международный совет музеев), трижды лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства. Замужем, двое детей.