Шуд да гаж. Коми фолк-группа «Шай-Май» споёт в проекте Google

У супругов Мусатовых, создавших группу «Шай-Май», растёт смена. Фото: Евгений Климов © / личный архив

Солистка группы «Шай-Май» Надежда Мусатова участвует в проекте Google «Вместе на своём». Она исполнит с участниками из других регионов страны «Песню друзей» из знаменитого мультфильма. Подробности в материале «АиФ-Прикамье».

   
   

«Шуд да гаж ми отирлӧ нӧбӧтам!»

Как сделать так, чтобы языки народов России зазвучали на всю страну? Google и Институт языкознания РАН запустили YouTube-проект «Вместе на своём».

Представители разных народов и языков поют всеми любимую «Песню друзей» из знаменитых «Бременских музыкантов». Каждый по строчке на своём родно языке – и складывается целая песня.

После выхода этого мультфильма, кажется, что весь Советский Союз напевал «ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету»… Да и сейчас этот мультик любим многими и слова песен из него знают почти все.

Голосом Пермского края станет фолк-группа «Шай-Май». Это уникальный коллектив из Коми-Пермяцкого округа, исполняющий традиционный коми-пермяцкий фольклор в современной авторской обработке, а также авторские музыкальные произведения на стихи коми-пермяцких поэтов.

«Мы поём строчку «Смех и радость мы приносим людям!», на языке коми это звучит как «Шуд да гаж ми отирлӧ нӧбӧтам», – сообщила «АиФ-Прикамье» солистка группы «Шай-Май» Надежда Мусатова.

Солистка группы Надежда Мусатова из Пермского края исполнит с участниками из других регионов страны «Песню друзей» из знаменитого мультфильма. Фото: Евгений Климов/личный архив

«Горланила песни с детства»

В группе «Шай-Май» – пять человек. Организовали её супруги Мусатовы – Надя и Алексей – несколько лет назад. Она – солистка, он – руководитель группы.

Надя – коми-пермячка, её родина – село Ошиб Кудымкарского района Коми (в 30 км от столицы – Кудымкара). Девушка смеётся: она уже родилась с песней.

Группа «Шай-Май». Фото: Евгений Климов/личный архив

«В деревнях раньше не было телевизоров и интернета, никаких развлечений – одна работа. И наши бабушки и дедушки всегда и везде пели. Наверное, не было в те годы семей, где бы кто-нибудь не пел и не играл на народных инструментах. И наша семья вся музыкальная. Вот и я, сколько себя помню, всегда пела. С детства ходила в фольклорный кружок в нашей деревне. Годика в четыре, помнится, ходила по улицам деревни – голосила песни», – смеётся девушка.

Настоящая популярность пришла, когда Наде исполнилось лет пять-шесть. К очередному юбилею Коми-Пермяцкого округа искали таланты, тогдашний начальник окружного управления культуры Надежда Минуллина лично ездила по всему округу – присматривала звёздочки и приметила Надю.

«Я пела сложнейшую песню «Ӧктi ягӧдсӧ» (в переводе с коми на русский «Собирала ягоду»). Выбор странный для малявки, которой я была, – о любви женщины, оставшейся одной, её бросил любимый. Меня показали по ТВ. И когда я после этого пришла в школу, почувствовала себя звездой, – смеётся Надя. – Мальчики проявляли ко мне внимание – дергали за косички. Девочки хотели со мной дружить. На следующее занятие в фольклорный кружок пришли сразу 10 новеньких, пять из моего класса. Но продержались недолго – поняли, что попасть на ТВ непросто, надо много заниматься».

   
   

После этого дебюта маленькую «певунью» стали приглашать на разные концерты. Мама-учительница как-то невзначай спросила Надю (ей тогда исполнилось 10 лет), хочет ли она заниматься в музыкальной школе. Цепкая девчушка сразу ухватилась: хочу!

«Мама, может, сама не рада была, что мне предложила. Музыкальных школ в районе не было, а в Кудымкаре негде было жить. Я ныла целый год. И мама отправила меня в город Юрьев-Польский Владимирской области, где жил мамин брат, они ютились в однокомнатной квартире с семьёй с двумя детьми, и я очень благодарна им, что меня приютили. Музыкальная школа располагалась рядышком с их домом, через дорогу, туда я и ходила около двух лет. А потом мама настояла на том, чтобы я вернулась домой».

По возвращению Надежду взяли в ансамбль гармонистов при Кудымкарской ДШИ, и они гастролировали по всему округу и разным регионам страны.

«Пела я, как умела, учителей не было. Получила большой опыт работы на больших площадках», – вспоминает о том времени Мусатова.

Самое запоминающееся выступление из детства состоялось в Милане (Италия) в 2005-году, когда проходил международный детский форум «Орлёнок». Его участниками стали школьники-победители творческих конкурсов из России и Италии – обменивались творческим опытом, изучали культуру и традиции двух стран.

«Пять дней мы жили в Подмосковье, с утра до вечера пели, с нами занимались педагоги, а затем поехали в Италию, – рассказывает Надя. – Участвовали в постановке «Невероятное путешествие Пиноккио», которая состоялась в миланском театре «Пикколо».

Творческих успехов ребятам желали Людмила Путина и супруга тогдашнего премьер-министра Италии Вероника Берлускони.

Девочку после участия в этом проекте хотели задействовать в известном международном проекте «Камва». И как знать – как повернулась бы её судьба. Но руководители Нади не отпустили её: такая звёздочка нужна самим.

Песни Надя собирает во время экспедиций в деревни.Фото: Марина Белавина/личный архив

«Сначала хотела стать Кадышевой»

Надя окончила колледж искусств и культуры в Перми, а затем Московский государственный университет культуры и искусств.

«Сначала я хотела стать Кадышевой, – признаётся она. – Нам в колледже в основном давали разучивать песни Надежды Кадышевой, Екатерины Шавриной, частично – Пелагеи. И собственно всё. Сборников народных песен тогда было мало. И попадаю я в институт – а там регулярные фольклорные экспедиции. И я понимаю, что народные песни – это совсем другой мир, удивительный и неповторимый, сложный, где-то непонятный. И я влюбилась в этот мир».

Во время учёбы Надя познакомилась со своим мужем Алексеем. Сам он из Смоленска. Работал в Москве певчим звонарём при храме Иоанна Предтечи. После окончания института они переехали в Коми округ.

«Я вспоминала, как в самом начале моего пути мне нелегко давались поиски педагогов, музыкальной школы. И я уговорила мужа: давай переедем в округ, ведь у нас богатый опыт, мы можем передать детям все наши знания. Нас как раз пригласили на местный фестиваль, и местные чиновники, увидев и услышав нас, предложили нам работу», – говорит Надя.

На новом месте приживались непросто. Были проблемы и с бытовыми условиями, и какие-то рабочие моменты не устраивали. Даже собрались уезжать обратно. Но… остались.

Сейчас Алексей – артист театра, Надежда работают в Кудымкарском районом Доме культуры.

Алексей работает в Кудымкарском драматическом театре. Фото: Евгений Климов/личный архив

Занимаются и бабушками с дедушками, и детьми.

Сначала организовали фольклорно-этнографический ансамбль «Виль нинкӧм» («Новые лапти»). Это четыре бабушки из деревни Мижуй Кудымкарского района.

«Мы с ними разучиваем песни, готовим программы, ездим, выступаем в разных конкурсах. Даже на «Поле чудес» у Якубовича пели коми песни, – рассказывает Надя. – А позже еще свою группу организовали «Шай-Май», в которую кроме нас входят также артисты Кудымкарского драматического театра».

Поют Мусатовы и отдельно – дуэтом.

Откуда песни? Какие-то на слова коми-пермяцких поэтов, какие-то собраны в ходе экспедиций в разные уголки Коми округа. Музыку, в основном, придумывают сами.

Почему группа называется «Шай-Май»? Надя говорит, что как назвать группу, решали долго. А название она позаимствовала из книги местного писателя и поэта, собирателя местного фольклора Василия Климова – наткнулась на детскую считалочку, а в ней было «Шай-Май».

«Эти слова никак не переводятся, – смеётся Надя. – Это как «тили-тесто», «ширли-мырли», «шалтай-болтай».

Название группы - из детской считалки. Фото: Надежда Мусатова/личный архив

Занимаются Мусатовы и с детьми. Организовали детскую группу «Силькан» (в переводе «Колокольчик»), иные дети уже выросли, новые приходят.

Мусатовы хотят открыть свою частную студию традиционного наследия для обучения детей. И в планах – записать свой альбом.

«Моим детям четыре и два годика. Я им пела колыбельные на коми языке, они теперь напевают эти колыбельные своим куклам», – улыбается Надя.

В национальной одежде. Фото: Александр Аникеев/личный архив

Да и муж Алексей поёт песни на коми языке, хотя сам пока не разговаривает, но уже понимает речь. Он умеет играть на многих инструментах, и вдобавок ещё коми-пермяцкие освоил.

«Мы рады участию в проекте Google и Института языкознания РАН «Вместе на своём», – говорят Мусатовы. – И песня сама замечательная. Да и мы сами почти как «бременские музыканты». Вся семья музыкальная. И, самое главное, что в этой песне зазвучит, кроме других языков, и коми речь. Это подчеркнет, что говорить на своём родном языке – это круто! А кого-то, может, побудит приехать в Коми-Пермяцкий округ, познакомиться с обычаями и традициями».

«Мы сами почти как «бременские музыканты». Фото: Евгений Климов/личный архив

Справка «АиФ»

Мозаика из разных культур


В Google отмечают, цель проекта – подчеркнуть культурное разнообразие нашей многонациональной страны.

«Проект «Вместе на своём» показывает, как YouTube объединяет людей, живущих в разных регионах России и говорящих на разных языках. Мы рады помогать талантливым креаторам популяризировать культуру и язык своего региона и строить на платформе профессиональную карьеру. Мы надеемся, что этот клип вдохновит и других креаторов снимать видеоконтент на родных языках, дополняя мозаику из разных культур, представляющих Россию»,  – комментирует Светлана Анурова, менеджер по связям с общественностью Google Россия.

Как подчёркивают в Институте языкознания РАН, в России люди говорят более, чем на 150 языках, но подавляющее их большинство находятся под угрозой исчезновения.

«У нас есть шанс попытаться остановить и, в каких-то случаях, развернуть вспять процесс исчезновения языков. Каждый исчезающий язык – большая гуманитарная потеря, поэтому желательно использовать имеющийся исторический шанс. В конечном счёте, решение о том, сохранять этнический язык или нет, будет за соответствующим народом России», – замечает Андрей Кибрик, директор Института языкознания РАН.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Руководитель «Центра поддержки культурных и социальных проектов «АРТкад», экскурсовод Марина Белавина:

«На фоне некоего нашего музыкального отставания от столичных городов, шансона на уровне 80-90-х, «Шай-Май» – это распахнутое окно со свежим воздухом, молодым, задорным, хулиганистым характером, готовностью на эксперименты. При этом это три разных формата. Это и собственно «Шай-Май» как фолк-группа, это и выступления Мусатовых с бабушками из Мижуя (группа «Виль нинкэм») – а это полная аутентика, и сами Мусатовы, когда выступают в паре – это и фольклор, и духовные песни, и лирика романса. Такое ощущение, что Мусатовы вообще всё могут».