Живущие рифмами. Нужна ли Пермь поэтам, а краевой столице – стихи?

Иван Козлов будет представлять Пермь на всероссийском поэтическом слэме. © / Ольга Семенова / АиФ

За месяц до начала осеннего этапа фестиваля (с 2014 года он проходит в два сезона – летом и осенью), над «Компросом» нависли если не тучи, то неприятные облака. Внезапно выяснилось, что уже обговорённую смету Министерство культуры Пермского края урезает. После и вовсе оказалось, что фестиваль впервые пройдёт без поддержки краевых властей. Тем не менее, 25-26 ноября «Компрос» состоялся. Правда, в несколько упрощённом варианте и силами команды организаторов. 

   
   

Удалось ли «Компросу» выдержать удар, ждать ли ему поддержки министерства культуры и каково будущее фестиваля, – в материале «АиФ-Прикамье».

Без поддержки

Известие о том, что министерство сокращает финансирование фестиваля, вызвало недоумение. Четыре года «Компрос» успешно существовал, разросся до всероссийского масштаба (поэты на фестиваль ехали со всей страны), каждый год организаторы находили всё новые и новые интересные форматы подачи стихов (от чтений на показе мод до конкурса экспромтов на колесе обозрения). Чем фестиваль вдруг стал неугоден?

На вопрос «АиФ-Прикамье» в Минкульте ответили:

«Поэтический фестиваль остаётся в списке мероприятий, проводимых при поддержке министерства культуры Пермского края. Мероприятия при бюджетной  поддержке имеют конкурсную основу, необходимую для соблюдения принципов прозрачности и открытости. В соответствии с законом 223-ФЗ и Положением о закупке КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры», столь крупная закупка должна проводиться через запрос котировок, размещаемой на общедоступном сайте госзакупок».

Вот только выставленный на сайте вариант почти на треть отличался от обговоренной организаторами и Минкультом в начале года суммы (при том, что программу мероприятий тоже обсуждали заранее). В меньшую сторону. В итоге команда «Компроса» приняла решение сделать осенний этап фестиваля собственными силами.

«За месяц до события министерство не утвердило программу. Без объяснения причин и оснований сократили смету в то время, как мы уже договорились с артистами, музыкантами, поэтами и гостями. Получилось, что нам создали условия, при которых упало бы качество проводимых на фестивале мероприятий. Он утратил бы российский масштаб, потерял большую часть зрелищности», – объяснили своё решение организаторы.

   
   

Конечно, пришлось отказаться от некоторых больших мероприятий в программе. К примеру, не случилось традиционного поэтического спектакля в органном зале, который готовил режиссёр Дмитрий Заболотских. Фестиваль лишился важного для молодых поэтов бук-питчинга (конкурса среди авторов, победитель которого получил бы возможность выпустить свой сборник в одном из крупнейших московских издательств). Кстати, представители издательства, узнав, что программу сократили, удивились сложившейся ситуации и заявили, что считают «Компрос» культурным лицом Урала.

Из-за сокращения программы организаторы чуть изменили название фестиваля – на «Компрос-лайт». Несмотря на сложности, в отказе от поддержки министерства даже нашлись некоторые плюсы. К примеру, в том, что краевые власти не вмешиваются в программу с просьбой скорректировать мероприятия или прислать на согласование стихи, которые участники хотят читать на фестивале.

Не сдались

Официальный старт «Компросу-лайт» дали 25 ноября на главном событии фестиваля – «Батле городов». Впервые поэтический турнир между несколькими городами прошёл в Прикамье в 2016 году. Тогда сразились три команды, а Пермь завоевала титул поэтической столицы Урала. В этот раз в стихотворном бою кроме команды Перми сразились участники из Тюмени и Екатеринбурга. 

Пермякам не удалось удержать титул поэтической столицы. Почётное звание досталось Екатеринбургу.

Титул поэтической столицы Урала завоевала команда Екатеринбурга. Фото: АиФ/ Ольга Семенова

Завершился первый день фестиваля концертом музыкальной группы SILENZIUM. Девушки, исполняющие классическую музыку и рок-хиты на скрипках и виолончели, поразили зрителей игрой и костюмами. В первом отделении они предстали перед публикой в белых бальных платьях, а во втором – в облегающих кожаных костюмах.

Музыкальная группа SILENZIUM выступила на фестивале. Фото: АиФ/ Ольга Семенова

Второй день «Компроса» был наполнен лекциями, литературными встречами и классическими чтениями. Челябинский издатель Марина Волкова презентовала московский альманах «Паровоз», посвящённый современной поэзии Урала. В него вошли произведения 70 авторов, в том числе – пермяков.

Искренней получилась встреча с пятнадцатилетним поэтом Гришей Волковым из Нижнего Новгорода. Юный автор прочёл свои стихи и пообщался с гостями и участниками. Немногословный, немного смущающийся, он сумел тронуть зрителей прямолинейными ответами.

Встреча с молодым поэтом Григорием Волковым. Фото: АиФ/ Ольга Семенова

Главным событием стали поэтические чтения «Биармия». Именно с них когда-то и начинался «Компрос». Как и прежде, поэты по очереди выходили читать свои стихи. «Биармию» в этот раз посвятили 300-летию профессиональной поэзии в России. На мероприятии читали почти все участники фестиваля – Владислав Дрожащих, Антон Бахарев, Инна Домрачева, Сергей Ивкин, Виталий Огородников, Андрей Шевцов, Виталий Кальпиди, Ярослава Широкова, Ольга Роленгоф, Арина Шульгина, Маша Весна… Перечислить всех участников чтений сложно. Также сложно назвать имена всех, кто за четыре года побывал на фестивале. Но ведущие «Биармии» – Павел Чечёткин и Юлия Балабанова – всё же попытались. Больше шести десятков имён прозвучали на «Компросе». И это – не полный список тех, кто вложил частичку поэзии в фестиваль. 

На "Биармии" прочитали стихи и вспомнили лучшие моменты фестиваля. Фото: АиФ/ Ольга Семенова

В конце чтений также подвели промежуточные итоги всего, что удалось сделать за четыре года. «Компрос» открыл много новых имён, форматов подачи поэзии, помог трём авторам выпустить первые сборники стихов…

Среди почётных гостей, побывавших на фестивале – писатель Леонид Юзефович, драматург Нина Садур, литературный агент Ирина Горюнова, поэты Анна Бердичевская, Дмитрий Воденников, Амарсана Улзытуев… Благодаря фестивалю стихами удалось заполнить набережную, парк им. Горького, музей пермских древностей, органный зал и даже акваторию Камы. Поэты из разных уголков России рвались на фестиваль и даже добирались автостопом. Сотни пермяков каждый год приходили послушать стихи на фестивале. А это значит, что поэзия и «Компрос» в Перми нужны. Вопрос о том, нужны ли они краевым властям, остаётся открытым.

Организаторы подчёркивают: конфликта с Минкультом у них нет.

«Раз сложилась такая ситуация, мы решили пойти навстречу министерству и сэкономить в этом году бюджетные деньги, проведя фестиваль самостоятельно, без вмешательства в программу. Нам удалось сохранить основные поэтические мероприятия. К сожалению, мы не можем сказать, каково будущее «Компроса». Нам показалось, что те, кто занимался в министерстве фестивалем в этом году, не слишком любят литературу и поэзию. Если их отношение изменится или изменятся люди, которые будут заниматься фестивалем, то «Компрос» состоится», – сказал директор фестиваля Борис Эренбург.

Рвать словом

Завершил фестиваль поэтический слэм, на котором выступили 20 авторов. Участников на него выбирали на нескольких отборочных мероприятиях, во время которых стихи прочли десятки авторов. 

В пятёрке лучших – Иван Козлов, Дарья Ширманова, Андрей Лапицкий, Ольга Абатурова и Роман Чернопазов.

Победил в итоговом слэме, тем самым получив «билет» на всероссийский, Иван Козлов. К слову, его возвращение в пермское поэтическое сообщество и участие в фестивале – вообще один из радостных и важных моментов в литературной и окололитературной жизни Перми. Как и выход в финал молодых авторов, готовых рвать рифмами залы несмотря ни на что.