Фантазийный мир «Нормы». Впервые оперу в Перми поставил хореограф

Максим Петров на репетиции «Нормы». © / Андрей Чунтомов / Пермский театр оперы и балета

Новая постановка оперы Винченцо Беллини «Норма» завершает сезон в Пермском театре оперы и балета. Премьерные показы пройдут 26, 28, 29 и 30 июня.

   
   

Над спектаклем работают режиссёр Максим Петров, дирижёр Мигран Агаджанян, художники Альона Пикалова, Ирэна Белоусова и Константин Бинкин. Куратор проекта — Аркадий Ипполитов.

Накануне премьеры корреспондент aif.perm.ru встретился с режиссёром-постановщиком «Нормы», известным хореографом Максимом Петровым. Он рассказал о том, танцуют ли артисты в его опере, насколько велика для него роль команды и какие спектакли он считает современными.

О дне сегодняшнем

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Максим, опера, поставленная хореографом, это оксюморон? Или вас вдохновил опыт Джона Ноймайера, Пины Бауш, Саши Вальц?

Максим Петров: В Европе хореографы часто работают с оперой. Как постановщики танцев и режиссёры. И я сам давно работаю в опере как хореограф и режиссёр по пластике. А год назад сделал в Мариинском театре, в составе вечера Игоря Стравинского, свою первую оперу – «Мавра».

В Европе хореографы часто работают с оперой. Как постановщики танцев и режиссёры.

- Несмотря на популярность «Нормы» Беллини, в Перми она никогда раньше не шла. Кто обратился к вам с предложением о её постановке? И какой была ваша первая реакция?

- Предложил генеральный директор Пермской оперы Довлет Анзароков. После небольшого раздумья я ответил: «Да». Понял, что можно найти в музыке «Нормы» и как это коррелирует с сегодняшним днём.

   
   
Наталия Ляскова и Максим Петров на репетиции «Нормы». Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

- То есть зритель увидит современную версию оперы?

- Я не делю спектакли на современные и классические. И сказать, что «Норма», создаваемая нашей командой, классическая или какая-то другая, не могу. Современный спектакль – тот, который что-то говорит о сегодняшнем дне, даже если не отображает его на сцене. В таком случае – да, мы пытаемся сделать современный спектакль. В нашей постановке нет времени как обозначения исторической эпохи. И действие не происходит в точном месте, которое можно найти на карте. У нас фантазийный мир. Мы придумали его, опираясь на структуру этой оперы.

- Василий Бархатов, недавно поставивший в Перми «Фауста», заключил музыку Гуно в сюжет, который имеет мало отношения и к Гёте, и к оперному либретто. Для данной музыкальной драматургии, посчитал он, так будет правильнее. А как у вас?

- Понимаю мысль Василия. Музыка для меня тоже всегда первична. Либретто мы не меняли, отталкивались от оригинального текста.

Движение пению в помощь

- Приступая к работе, вы смотрели постановки других режиссёров?

- Когда понимаешь, что именно хочешь делать и как будешь выстраивать свой спектакль, незачем опираться на чужую конструкцию. Можно подсмотреть, разумеется, как решали до тебя те или другие сцены, но нам с постановочной командой это не понадобилось.

- Вы не первый раз говорите о команде. Какова её роль в процессе постановки?

- Главная. «Норма» – не спектакль одного человека. Это труд большой команды авантюристов. Абсолютно доверяю всем, с кем работаю.

«Норма» – не спектакль одного человека. Это труд большой команды авантюристов. Абсолютно доверяю всем, с кем работаю.

- Что в работе с пермскими артистами оказалось для вас предсказуемо сложным, а что – неожиданно простым?

- Я ставлю перед собой задачи и решаю их. Насколько они трудновыполнимы, не имеет отношения к рабочему процессу. Стараюсь не предсказывать его заранее, а просто идти и на ходу реагировать на происходящее вместе с артистами. В Перми прекрасная оперная труппа, а в «Норме» её дополнили прекрасные приглашённые солисты.

Заслуженная артистка России Вероника Джиоева и заслуженный артист Армении Ованнес Айвазян на репетиции «Нормы». Фото: Пермский театр оперы и балета/ Андрей Чунтомов

- Как хореограф, вы осмысливаете партитуру прежде всего через пластику артистов?

- Или через отсутствие пластики. Конечно, требовалась большая работа с телами в пространстве и с организацией самого пространства. «Норма» не подразумевает лишнего. Её нельзя решать как психологический театр, где с персонажами и вокруг них всё время что-то происходит. Очень много событий уже в музыке. Поэтому небольшое телесное движение, но крупный наэлектризованный жест – вот наше решение.

- Оперным певцам пришлось разучивать для этого спектакля танцевальные па?

- Непосредственно танца здесь нет. Но уверен: полученный новый опыт помог им через тело лучше понять себя и текст, который они поют.

- Движение помогает петь лучше?

- Если правильно выстроить задачи – несомненно. По крайней мере, я не делаю так, чтобы оно совершалось чему-то вопреки.

ДОСЬЕ
Максим Петров родился в селе Новолисино Ленинградской области. В 2012 году окончил Академию русского балета имени Вагановой (класс Геннадия Селюцкого). В том же году был принят в труппу Мариинского театра. В 2014 году дебютировал как хореограф. Лауреат «Золотой маски» (2021 г.) в номинации «Лучшая работа хореографа» за спектакль «Русские тупики – II».