«О, в Перми так много народу!» - с этими словами художественный руководитель Московского Пасхального фестиваля, прославленный Валерий Гергиев улыбаясь вышел утром 30 апреля из специального чартерного поезда на станции Пермь II. И тут же оказался в плотном кольце журналистов, чиновников от культуры и просто поклонников его таланта.
Небывалый подъём
Пермь стала третьим, после Твери и Казани, городом на нынешнем фестивальном маршруте. Несмотря на то, что Пасхальный фестиваль называется Московским, суть его в том, чтобы привозить всемирно известный оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева в нестоличные города. И, как утверждают организаторы, на карте России почти не осталось мест, где этот фестиваль ещё не был.
«В Перми мы не в первый раз. Особенно памятно выступление здесь, когда мы только-только вернулись из Сирийской Пальмиры (в 2016 году. – Авт.) – и сразу к вам, сразу на концерт», - поделился воспоминаниями Валерий Гергиев на импровизированной пресс-конференции прямо у поезда.
Нынешний Пасхальный фестиваль - восемнадцатый по счёту. 18-летие проекта – возраст символический: совершеннолетие. К этой дате, заметил маэстро, Мариинский театр подошёл с немалыми успехами в воспитании новых поколений зрителей. Ведь уже пятый год работает филиал Мариинки во Владивостоке, третий – во Владикавказе, скоро откроется ещё один, в Кемерове.
«Ну а что касается выступлений в рамках фестиваля, - продолжил Гергиев, - то я очень люблю выступать в малых городах России. От каждого путешествия по регионам остаётся ощущение небывалого подъёма, даже счастья».
Бывает, выступать приходится в не самой подходящей обстановке. К примеру, в Набережных Челнах оркестр играл однажды прямо на заводе. В цехе КамАЗа положили тогда гигантские траки – и концерт, замечательный концерт, состоялся! В похожих условиях, кстати, музыканты планируют выступить и нынче – в Нижнем Новгороде, по приглашению рабочих завода «ГАЗ».
Уехал быстро, но обещал вернуться
В этом году Пасхальный фестиваль проходит под знаком двух юбилеев: 175-летия Николая Римского-Корсакова и 180-летия Модеста Мусоргского. Произведения именно этих композиторов прозвучат во многих городах фестивального турне.
Однако в Перми симфонический оркестр Мариинского театра исполнил другую программу. Зрителей угощали Третьим скрипичным концертом Моцарта (соло на скрипке – Ольга Волкова), Итальянской симфонией Мендельсона и произведениями Чайковского.
«30 апреля у нас сложился очень плотный график: времени на концерт в Пермской филармонии всего полтора часа, потом снова на поезд, и вечером уже выступление в Екатеринбурге. Поэтому не стали рисковать, чтобы не сильно опаздывать, - объяснил выбор такой программы Валерий Гергиев. – Даст бог, скоро приедем к вам опять!»
И ещё одно пояснение в ту же тему. Пасхальный фестиваль всегда начинается с праздника Пасхи, а заканчивается традиционно в День Победы. Но поскольку Пасха бывает и в начале апреля, и в середине, и в конце, то понятно, что продолжительность фестиваля каждый год разная. Нынче он достаточно короткий. Не получилось охватить, например, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург… В итоге в рамках XVIII Московского Пасхального фестиваля концерты пройдут лишь в 20 городах. Причём в некоторых по тому же графику, что и в Перми: час, от силы час с небольшим – и поезд катит дальше.
Впрочем, пермских зрителей, заполнивших Большой зал филармонии, что называется, под завязку (и это в 11 утра!), укороченный формат концерта, похоже, не расстроил. Была виртуозность, была душа, была потрясающая энергетика – а это главное.