Лауреат XV Международного конкурса им. Чайковского французский пианист Люка Дебарг, которого называют феноменом, сенсацией в мире музыки и просто гением, 19 марта дал сольный концерт в Большом зале Пермской краевой филармонии. Перед этим он успел встретиться с пермскими журналистами. Музыкант рассказал, когда у него появился интерес к русской культуре, кто был человеком, впервые разделившим с ним страсть к музыке, и что больше всего поразило его в состоявшейся накануне поездке в Хохловку.
Подробности – в материале «АиФ-Прикамье».
Зрители боялись дышать
Пермь стала финальной точкой первого большого тура Дебарга по городам России. Причём в первоначальном плане тура наш город не значился: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск.
«Но когда мы узнали, что Люка даёт два концерта в Екатеринбурге и один – в Челябинске, то уговорили его менеджмент не пропускать Пермь. И буквально впрыгнули в последний вагон», - поясняет директор краевой филармонии Галина Кокоулина.
В результате пермяки получили поистине царский подарок! К тому же удалось организовать прямую трансляцию этого концерта. «Прекрасный звук, полная иллюзия присутствия в зале», «Браво, Пермь!» - такими были восторженные отклики в соцсетях. К сожалению, уже под занавес онлайн-трансляции она неожиданно прервалась. Произошло это по техническим причинам, не зависящим от филармонии.
Так что счастливчикам, имевшим возможность услышать Люка Дебарга вживую, повезло вдвойне. В программе вечера были Бах, Шуман, Форе и Скрябин. Дебарг играл потрясающе. Изумительный звук и виртуозность. Зрители боялись дышать, находясь в этом звуковом потоке. Создавалось ощущение то чего-то личного, уединённого (Итальянский концерт Иоганна Себастьяна Баха), то мощного и очень выразительного (Соната № 4 Александра Скрябина), то романтического, окутанного негой и мечтательностью (Баркарола № 3 Габриэля Форе).
Не обошлось, разумеется, без бисов. Как звенья единого целого, это были опять же Форе и Бах. А долгие овации сопровождали Дебарга не только на самом концерте, но и после него. Когда с букетами цветов он, пребывавший ещё, кажется, в своей музыке, покидал Пермскую филармонию.
Любовь к России
Таким же искренним, с «лица необщим выраженьем» был французский пианист и в общении с представителями пермских СМИ.
Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Люка, как отразилась на вас и вашем творчестве пандемия коронавируса?
Люка Дебарг: Этот тур у меня первый после длительного перерыва. Фактически с октября прошлого года я не имел возможности выступать, делиться своим искусством со зрителями. Зато получил время, которое позволило глубже познать некоторые стороны того, что я делаю.
- Ваша программа, на первый взгляд, состоит из очень разнородных вещей. По какому принципу она собиралась?
- Мне нравится создавать такие контрастные программы. Например, концерт Баха или Шумана – с одной стороны, произведения большого масштаба, с другой – они очень архитектурны. Эта архитектура привлекает меня. Вместе с тем хочется, чтобы аудитория почувствовала свободу интерпретации, которая есть в программе.
- В чём источник вашего глубокого интереса к русской музыке и русской литературе?
- Этот вопрос мне задают довольно часто. Но, отвечая на него, я не могу найти рационального объяснения. Многое из того, что чувствую по отношению к русской культуре, идёт изнутри меня. Началось всё с моих первых встреч с музыкой Рахманинова и Прокофьева, когда я был ещё подростком. Её сила произвела огромное впечатление. Именно в творчестве русских композиторов, а также Толстого, Достоевского, Чехова, поэтов Серебряного века я нахожу ответы на то, что ищу. А ищу я красоту и правду.
- В Перми вам удалось побывать в художественной галерее и съездить в архитектурно-этнографический музей «Хохловка». Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
- В галерее для меня стало сюрпризом, что традиция деревянной скульптуры сохранялась русскими мастерами до начала XX века. Я был поражён. А в Хохловке очень любопытно было посмотреть, как жили крестьяне, как выглядели их дома. Но главное, что поразило меня там, когда мы спустились к солеварне, это огромное пространство. Серая бесконечность (день был пасмурный) или серое ничто. Пространство, где нет жизни, простирающееся настолько, насколько простирается взор. Во Франции этого не увидишь. Моя страна прекрасна для жизни, но у нас всё близко, тесно, и невозможно даже представить себе таких пространств.
Судьбоносная встреча
- Серьёзно заниматься музыкой вы начали очень поздно, но за короткое время достигли уже больших высот. Что дальше?
- Сегодня много времени я посвящаю сочинению собственной музыки, интересуюсь кино, литературой. Моя задача – соединение в своём творчестве разных видов искусства.
Что же касается времени начала профессиональной музыкальной жизни, то хотел бы спросить: а что значит начать вовремя? Да, сейчас принято, чтобы ребёнок учился играть на фортепиано с раннего детства. Но является ли это осознанным выбором ребёнка? Считаю, что даже в 10 лет для меня было слишком рано. Я не мог тогда испытывать ту страсть, которую испытал намного позже, в 22-23 года. Порой в качестве контраргумента слышу про подготовку молодых исполнителей: начинать тренировать мышцы, накачивать их нужно как можно раньше – только так можно добиться вершин исполнительского мастерства. А по-моему, важно не время, когда мышца начинает тренироваться, а отношение, с которым это делается.
- Как вы познкомились с вашим главным педагогом Реной Шерешевской?
- В 2010 году я переживал непростой период в профессиональной и личной жизни. И от литературы решил вновь вернуться к музыке. Через год занятий с учителем, которого мне посоветовали, тот сказал, что больше не может меня ничему научить. Чтобы подготовиться для поступления в Парижскую консерваторию, я стал выбирать колледж. И в одном из них познакомился с Реной – она там преподавала. Эта встреча оказалась судьбоносной. Ведь за долгое время я встретил первого в жизни человека, который разделил со мной мою страсть к музыке.
- Нередко творческие люди говорят: мы вне политики, вне проблем экологии или, к примеру, миграции. Насколько проблемы реального мира интересны вам?
- Не отношусь к тем, кто помещает себя в изоляцию от реальности. И считаю, что проблемы окружающего мира во многом могли бы найти ответ в искусстве. Духовный ответ. В мире сегодня преобладает концепция различительности, различающая людей по цвету кожи, взглядам, ценностям. В противовес ей возникла другая концепция – толерантности. Моя позиция тут следующая: хорошо бы дать каждому человеку возможность существовать в своём пространстве. И при этом объединять людей за счёт того общего, что есть между ними.