Как воспитать гения? Мама Льва Бакирова рассказала о его детстве и талантах

Лев Бакиров с мамой в Швейцарии по приглашению фонда Сергея Рахманинова. © / Евгения Бакирова / Из личного архива

«Удиви меня!» - часто просил артистов и музыкантов великий русский импресарио Сергей Дягилев. На концерте, состоявшемся в день его 150-летия в Органном зале Пермской филармонии, Сергея Павловича безусловно удивил бы самый юный участник юбилейной программы 11-летний Лев Бакиров.

   
   

Юный пермский пианист, победитель телевизионного конкурса «Синяя птица», лауреат и обладатель Гран-при международных конкурсов, блестяще исполнил фортепианный концерт Шумана. Тот самый, который здесь же, в Перми, на литературно-музыкальном вечере в Мариинской гимназии исполнял 17-летний Сергей Дягилев.

Пока Лёва готовился к концерту, его мама Евгения Бакирова рассказала «АиФ-Прикамье», каково это воспитывать вундеркинда, что сейчас главное для её сына в музыке и чем ему помогает игра в шахматы.

Этого маленького мальчика уже называют большим мастером. Фото: Из личного архива/ Евгения Бакирова

Это космос!

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Легко ли быть мамой гения, Евгения?

Евгения Бакирова: Непросто. Хотя мы не относимся к Лёве как к гению, со временем стало понятно, что у ребёнка не просто способности, а большой талант. Кроме Лёвы у нас с мужем ещё двое детей: Лиля, которой двадцать лет, и восьмилетний Яша. Так что есть с кем сравнивать. Лёва очень рано стал говорить, рано научился читать, бесконечно задавал какие-то вопросы. Ему постоянно нужно познавать что-то новое. Плюс он очень активный. Поэтому в четыре года мы начали водить его на спортивную гимнастику. Потом в его жизни появились шахматы и рисование.

Лёва очень рано стал говорить, рано научился читать, бесконечно задавал какие-то вопросы. Ему постоянно нужно познавать что-то новое.

- Денис Мацуев, стипендиатом фонда которого недавно стал Лев, рассказывал про себя: ему не было и трёх лет, когда, услышав в программе «Время» мелодию прогноза погоды, он подбежал к инструменту и одним пальцем повторил её точь-в-точь. А как было у вас?

- Возможно, было бы так же, будь дома инструмент. Но ни я, ни муж никакого отношения к музыке не имеем. Мы оба юристы, в Перми у нас своя юридическая фирма. Конечно, музыку любим: дома и в машине часто звучит классика, духовные произведения. И петь Лёве очень нравилось. Вот, чтобы он просто пел, в пять лет отдали его в Пермскую хоровую капеллу мальчиков.

   
   
На концерте в пермской филармонии. Фото: Пермская филармония/ Любовь Изгагина

- Уроки фортепиано там тоже были?

- Начались через год. Коротенькие, по 20 минут. От этих занятий Лев был в восторге. Говорил: «Мама, зачем мне петь, если я могу делать это на инструменте?» Так его педагогом стала замечательная Гульназ Гарипова – ездили к ней в музыкальную школу № 9, что на Кислотных дачах, из нашего села Култаево. Гульназ с первой встречи увидела в Лёве ребёнка, который живёт музыкой. Не раз я слышала от неё: «То, что заложено в вашем сыне, это космос!» И к нему она всегда относилась не как к ребёнку, а как к музыканту. Как к партнёру по ансамблю - они часто музицируют вместе в программах Пермской филармонии.

Лёва со своим первым педагогом Гульназ Гариповой. Фото: Из личного архива/ Евгения Бакирова

Музыка победила

- Другие увлечения Лёвы постепенно отпали?

- На всё просто не хватает времени. Хотя и в рисовании, и в шахматах у него были большие успехи. Кстати, участником международного фестиваля «Москва встречает друзей» фонда Владимира Спивакова Лев в первый раз стал именно как юный художник. Его работы отобрал фонд. И когда мы по пути в отпуск привезли их в Москву, Лёва пообещал организаторам, что в следующем году будет участвовать в фестивале уже как пианист. Так и случилось.

А в шахматах он входил в десятку из 500 лучших юных шахматистов России. До слёз переживал, когда надо было выбирать: занятие музыкой или участие в крупном турнире, где он набрал уже половину очков. Выбрал музыку. Позже предстоял выбор между таким же турниром и концертом приехавшего в Пермь Дмитрия Маслеева. И опять музыка победила. В шахматную школу сегодня Лев не ходит, но шахматные задачи по-прежнему решает каждый день.

Мальчику пришлось делать выбор: шахматы или музыка. Фото: Пермская филармония/ Любовь Изгагина

- Это помогает ему как музыканту?

- Да. Скорость, с которой он учит музыкальные произведения, его феноменальная память – во многом благодаря шахматам. К тому же в шахматы играет его нынешний педагог в Гнесинской школе Борис Березовский.

Все дети талантливы

- С какими сложностями пришлось столкнуться при поступлении в Гнесинку?

- Лето 2020 года, локдаун. Всё кругом закрыто. Программу Лёва готовил самостоятельно, на старенькой «Украине» в Култаево. На экзамене играл один в зале, комиссия в соседнем классе, общение – по видеосвязи. Но он, по-моему, ничего не замечал. Главное – какой инструмент, какой звук! Был счастлив несказанно. Для него рояль – это вообще самое важное. Выбирая раньше конкурс, в котором стоит участвовать, заходил в интернет и в первую очередь смотрел, какой там рояль. Если хороший – можно ехать.

Две звезды - Борис Березовский и Лев Бакиров. Фото: Из личного архива/ Евгения Бакирова

- За недолгую музыкантскую жизнь Лев слышал уже столько восхищений в свой адрес, получил немало престижных наград, при поддержке фонда Сергея Рахманинова выступал даже на рахманиновской вилле «Сенар» в Швейцарии… Не боитесь, что зазвездится?

- Нет. Практически ежедневно мы проговариваем с ним такие вещи: то, что у него есть, дано Богом. Своим трудом он должен развивать вложенное в него и делиться этим с другими. Лёва понимает. Конечно, большое счастье, что ему так повезло с педагогами. И с Гульназ Гариповой, и с Борисом Березовским. Он ведь мечтал учиться у Бориса Вадимовича. У них прекрасный контакт, духовная близость.

Ну а мы, родители, стараемся делать всё возможное, чтобы поддерживать и Лёву, и других детей. Яша у нас увлекается историей, хорошо лепит, рисует. Лиля учится в Свято-Тихоновском православном университете, будет расписывать храмы. Я уверена: все дети талантливы, пусть и в разной степени. И задача родителей – разделять интересы ребёнка, а не навязывать ему собственные. Индивидуальность ребёнка – во главе всего. Не нужно ставить его на пьедестал, нужно ему помогать. Чтобы он занимался тем, чем действительно хочет заниматься. Только тогда он будет счастлив.