Новая фигура. Почему смену руководителя пермского балета считают сенсацией?

Андрей Борисов, Антон Пимонов, Алексей Мирошниченко. © / Андрей Чунтомов / Пермский театр оперы и балета

Балетная труппа Пермского театра оперы и балета обрела нового руководителя. Им стал хореограф Антон Пимонов. На этой должности он сменил Алексея Мирошниченко, возглавлявшего пермский балет с 2009 года.

   
   

Почему смена руководства вызвала такой ажиотаж? Подробности — в материале «АиФ-Прикамье».

Без революции

28 июля Антона Пимонова представили балетной труппе театра. А после этого пообщаться с ним, с его предшественником Алексеем Мирошниченко, а также с генеральным директором Пермского оперного Андреем Борисовым и министром культуры Пермского края Вячеславом Торчинским могли журналисты.

Борисов сразу назвал смену одной из ключевых фигур в театре сенсационной.

«В чём сенсация? У нас в стране принято, что когда происходит такая смена, то руководитель узнаёт о ней либо потому, что его вдруг не пускают в театр на вахте. Либо, наоборот, в театре узнают о том, что что-то случилось, из СМИ. Третьего не дано! Но, оказывается, возможен и третий вариант – как в нашем случае, - пояснил он. - Мы революций уже натерпелись. И нынешняя смена проходит у нас не революционно, а эволюционно, плавно».

По признанию Алексея Мирошниченко, ситуация с окончанием «пермского периода» стала назревать для него давно – года два назад, как минимум. Но он оттягивал этот момент, насколько мог.

«Были проекты, которые для Перми просто жизненно необходимы: «Баядерка», уникальная постановка «Шахерезады». Хотел их завершить, - поделился бывший главный балетмейстер на встрече с прессой.  – А самое главное – не было чёткого видения преемника. Всё-таки одиннадцть прошедших лет – трудное, но очень счастливое время. За эти годы в театре было осуществлено 47 балетных постановок, 20 из которых – мои собственные. Не хотелось, чтобы они исчезли».

   
   

Именно потому, что ему дорог пермский театр и важным представлялся подбор преемника, Мирошниченко заранее, ещё в начале года, сообщил Борисову о намерении покинуть свой пост. Вместе они разработали целую шкалу для будущего руководителя балетной труппы. Прежде всего этот человек должен быть связан с Вагановской, санкт-петербургской школой балета, ведь пермский балет имеет незримые связи с Ленинградом – Петербургом. Кроме того, у него должна быть хорошая репутация в профессиональном сообществе, опыт работы на больших сценах и знаковые постановки, а также опыт руководства труппой.

Пост сдал, пост принял

Всем этим критериям соответствовал Антон Пимонов, который и получил предложение возглавить пермский балет. Как и Мирошниченко, он окончил Академию русского балета им. Агриппины Вагановой, танцевал в Мариинском театре. А с 2017 года работал в Екатеринбурге заместителем художественного руководителя Урал Балета Вячеслава Самодурова. Для екатеринбургской труппы он поставил, в частности, балет Brahms Party на музыку Брамса (претендующий на «Золотую Маску» -2020) и готовит балет на музыку Десятникова.

Впрочем, одна «Маска» у Пимонова уже есть. Её в 2017 году в номинации «Работа балетмейстера — хореографа» принёс ему спектакль «Скрипичный концерт № 2» на музыку Прокофьева с участием примы-балерины Мариинского театра Виктории Терешкиной.

«Я прекрасно понимаю, что такое пермский балет, -  говорит Антон Пимонов. – Его высокая репутация у критиков и зрителей складывалась благодаря усилиям выдающихся творческих личностей. В последние годы она связана с работой Алексея Мирошниченко. Работать с труппой, которая находится на таком подъёме, — космическая ответственность. Наша задача – эту планку сохранить и двигаться дальше».

Что касается вектора этого движения, то он, по словам Пимонова, будет складываться из нескольких составляющих. Классический репертуар XIX—ХХ веков как основа, плюс спектакли Мирошниченко, плюс новые названия из классики и известные балетные постановки, которые раньше в Перми и в России не исполнялись.

«Конечно, мне как хореографу хотелось бы перейти к крупной форме спектакля, - признался Пимонов. – Но в связи с тем, что происходит сейчас в мире, планировать что-то масштабное на первый сезон, наверное, неправильно. Правильнее сделать для пермской труппы новый одноактный балет».

Его название, правда, он не озвучил. Да и Мирошниченко от ответа на вопрос о дальнейших планах постарался уйти. Сказал лишь, что не переходит в какой-то другой театр. Куда-то, где, условно говоря, ему предложили что-то лучшее.

«Завершаю работу в Перми просто потому, что так складывается жизнь. Это моя личная жизненная ситуация», - пояснил он лаконично.

Расставаться всегда грустно. С талантливыми, яркими, харизматичными людьми – тем более. Хотя, как подчёркивали и Андрей Борисов, и Вячеслав Торчинский, бывший руководитель балетной труппы  Пермского оперного Алексей Мирошниченко уходит, не уходя. Он остаётся в театре в качестве приглашённого хореографа. И уже осенью приедет сюда, чтобы возобновить свои одноактные балеты «Шут» и «Вариации на тему рококо» и чтобы работать в жюри «Арабеска».