Премьерой вечера современной хореографии «Дягилев. Hommage», посвящённого 150-летию Сергея Дягилева, в Пермском театре оперы и балета 19 апреля открылся XVII конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск».
Праздник, который с нами
«Арабеск», уже более тридцати лет проходящий в Перми, многие балетоманы справедливо называют символом весны, весеннего обновления. Ведь балет – искусство юных, а сам этот конкурс – территория начинающих. Да и проходит он, исключая «Арабеск-2020» (который из-за пандемии пришлось перенести на осень), всегда весной.
На нынешний конкурс заявилось в начале февраля рекордное число участников: 245 человек из 17 стран. Но в итоге участвовать в основной программе будут лишь 56 человек, плюс в конкурсе современной хореографии – 90. Несколько зарубежных представителей всё-таки есть и нынче: по одному – от Франции, Греции и Турции, две артистки – из Японии. Россия представлена конкурсантами из 14 городов. И, разумеется, самая большая команда – пермская: только в основном конкурсе принимают участие 19 танцовщиков.
Воплотили 100-летнюю идею
Не первый год на открытии «Арабеска» зрителей угощают мини-балетами, которые в рамках проекта Владимира Васильева «Мастерская» создают молодые российские хореографы. Был проект, посвящённый Николаю Гоголю, потом – Льву Толстому. Ну а в год 150-летнего юбилея Сергея Дягилева – великого импресарио, открывшего миру русский балет, создать в «Мастерской» хореографическое посвящение Сергею Павловичу сам Бог велел. Тем более в Перми, где прошли его детство и юность. Где он получил прекрасное семейное образование в музыкальном и театральном искусстве, любовь к которому пронёс через всю жизнь.
Художественный руководитель специального проекта «Дягилев. Hommage», режиссёр-постановщик и автор живописной проекции – неутомимый и по-прежнему молодой в свои 82 года Владимир Васильев. Хореографы-постановщики – лауреаты конкурса «Арабеск» разных лет Юлия Бачева (Санкт-Петербург), Александр Могилёв (Москва), Юлия Репицына (Челябинск) и Алексей Расторгуев (Пермь). Исполнители – артисты Пермского театра оперы и балета.
Четвёрка приглашённых хореографов по-новому интерпретировала произведения композиторов дягилевского круга. Выбрав музыку, либо созданную для «Русских сезонов», либо звучавшую в постановках дягилевской антрепризы.
Причём Юлия Бачева, поставившая «Сады Аранхуэса» на «Испанскую рапсодию» Мориса Равеля, осуществила невоплощённую задумку Леонида Мясина, появившуюся у него более ста лет назад! Именно тогда, находясь в Испании, Дягилев просил своего хореографа создать балет об удивительной жизни там. Всё шло к этому, но балет так и остался на уровне проекта. Бачева же в музыке флейт, кастаньет, литавр и барабанов услышала настоящую историю. И рассказала на сцене Пермского оперного про волшебный сад, про его душу, про опасные колдовские чары для любого, кто осмелится эту душу пробудить.
Кикимора – тоже женщина
«Я очень люблю Анатолия Лядова, - признаётся Александр Могилёв. - Мне кажется, что Лядов самый русский композитор. Это ощущение разливости во всём, русские напевы в каждом его произведении, глубина русской души… Главная героиня моей миниатюры – Кикимора. Но если у Лядова это персонаж с чертами, присущими вредным потусторонним силам, то в моей постановке в ней сидит вечное женское начало».
Кикиморе, блестяще исполненной Булган Рэнцэндорж, хочется быть красивой, всеми замеченной. И ей это определённо удаётся. Особенно в финале, когда в красных туфлях на шпильках Кикимора убеждает мир, что прежде всего она - женщина.
Юлию Репицыну на создание спектакля «Игры» на музыку Клода Дебюсси вдохновил одноимённый балет в постановке Вацлава Нижинского. В её миниатюре нет ни тенниса, ни других видов спорта. Здесь игры – это лабиринт отношений трёх пар, переданный языком современной пластики.
А Алексей Расторгуев после предложения Васильева о выборе музыке сразу вспомнил о «Павильоне Армиды» Николая Черепнина.
«Мировой успех к этому балету пришёл в 1909 году, когда Дягилев показал его в Париже, - говорит Алексей Расторгуев. – Я сделал купюры в музыке Черепнина (в оригинале она звучит около часа, а наши спектакли не должны быть более двадцати минут) и немного поменял концепцию, изменив финал. Мой балет можно считать картиной, куда я красками вписал свою хореографию».
Картина получилась очень выразительной, яркой, с доброй иронией. К тому же хореограф поучаствовал в ней и как артист – в роли Графини. Роль Графа, пребывающего в состоянии манящего сна, в котором он хотел бы остаться навеки, исполнил неподражаемый Александр Таранов.
Публика искупала всех участников «Мастерской» в долгих аплодисментах. А когда вышедший на сцену Владимир Васильев начал шутя дирижировать оркестром, «помогая» музыкальному руководителю проекта «Дягилев. Hommage» и дирижёру Владимиру Ткаченко, то казалось: овации не умолкнут никогда.
Кстати
«АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив оцифровал наследие семьи Дягилева. Прогуляться в формате 3D-тура по дому Дягилева в Перми, посмотреть фотографии из родового гнезда семьи в Бикбарде, рассмотреть со всех сторон уникальный памятник импресарио и увидеть другие редкие экспонаты музея можно на сайте «Неизвестный Дягилев».
#НеизвестныйДягилев