«Охота не уезжать». Комик из Перми рассказал о стендап-сцене и заикании

Михаил утверждает, что волнуется каждый раз перед выходом на сцену. © / Михаил Переходько / Из личного архивa

Каждое своё выступление стендап-комик Михаил Переходько начинает с шутки про заикание. Он вообще много шутит про себя: про отношения, работу и, конечно, про особенности своей речи.

   
   

По словам Михаила, бывают «милые» заики. Но у него случай другой: когда заикается, он резко откидывает голову назад («Поэтому я отхожу подальше от стены, надоело затылком биться», — шутит он со сцены). Однако эта особенность не мешает молодому человеку регулярно выступать перед сотнями людей вживую и набирать тысячи просмотров онлайн.

«АиФ-Прикамье» поговорил с молодым комиком о карьерных перспективах, ужасных концертах и пермской стендап-сцене.

Досье
Михаил Переходько Родился в 1993 г. в Перми. Окончил бакалавриат по специальности «экология и природопользование» в ПГНИУ, затем магистратуру по журналистике в Москве. Работает журналистом. Участник шоу Open Mic и Money Mic на «VK Видео». В 2022 г. выступил с первым сольным концертом, 12 сентября 2024 г. в культурном пространстве «Часовой завод» состоится второй.

«Моя мечта – чтобы не я ко всем ездил, а ко мне ездили»

Александр Пастухов, «АиФ-Прикамье»: В университете ты, наверное, играл в КВН?

Михаил Переходько: Только один раз, в КВН первокурсников — и всё. Одна игра в КВН за всю жизнь.

— А как тогда ты попал в стендап?

— Когда я учился в универе, нам с друзьями очень нравился стендап на ТНТ. Потом я узнал, что в Перми есть стендап-концерты с рубрикой «Открытый микрофон», где может выступить любой желающий. Там выступал один новенький, а все остальные — уже опытные ребята. Это, конечно, шутка: в 2015 г. у нас вообще не было опытных комиков.

   
   

— А сейчас? Насколько развита стендап-сцена в Перми?

— По сравнению с другими регионами – на очень хорошем уровне. Не хватает только своей постоянной площадки. В Казани, например, есть стендап-клуб и большое сообщество комиков. На «Большой стендап-фестиваль VK» приехали около 20 комиков из Казани! От нас — 11. Но из Казани прошёл в шоу один человек, а из Перми – три. Если сравнивать с другими регионами, у нас высокий уровень.

— У тебя будет уже второй сольный концерт. У многих пермских стандаперов были «сольники»?

— У меня, Никиты Куртагина, Антона Дровосекова, Егора Котыченко… И когда ещё Андрюха Айрапетов был у нас, он снимал. Всего пять человек.

— Андрей Айрапетов уехал в Москву и стал набирать миллионы просмотров на YouTube. Для успеха комику обязательно переезжать в столицу?

— Это сложный вопрос. Охота не уезжать. Охота оставаться. Моя мечта – чтобы не я ко всем ездил, а ко мне все ездили. Если объективно: да, в Москве все проекты, все съёмки. Но первый концерт Андрюхи, который круто зашёл, — он ведь снял его в Перми! Так что можно и так, есть такая возможность.

— А что насчёт аудитории? Много народа у нас ходят на стендап?

— Не так много, как хотелось бы, но достаточно. Смотря с кем сравнивать.

— Раз уж начали сравнивать с Казанью, давай продолжим.

— В Казани есть клуб, и он самостоятельно аккумулирует аудиторию. Плюс туристов выходного дня у них много. Из Москвы в Пермь на выходные тоже ездят, но мы с этой аудиторией почти не работаем. Турист приезжает в Пермь – как его позвать на стендап? Странно звать людей из других городов в ресторан или кафешку, для которых стендап не является основной деятельностью.

Михаил говорит, что пермские стендаперы ничем не уступают коллегам из других регионов, но им не хватает постоянной площадки для выступлений. Фото: Из личного архивa/ Михаил Переходько

— То есть стендап-тусовке нужно сначала найти своё место и вокруг него наращивать аудиторию, привлекать туристов туда?

— Да, так проще. У нас рядом Екат (Екатеринбург. – Авт.). Там тоже есть клуб. И я не скажу, что там ребята-комики какие-то особенно крутые, но у них посещаемость огромная, хотя у нас шоу по качеству не хуже.

— Может, они раньше начали?

— Мне кажется, раньше начали мы. У нас был клуб, которым владел Гавр (Гавриил Гордеев. — Авт.). Он привозил Руслана Белого, Павла Волю, Антона Борисова, а пермские ребята выступали на разогреве. То есть сообщество сформировалось давно.

Как Адам Сэндлер

— Ты думал о том, что можешь быть не стендап-комиком, а, например, сценаристом?

— Нет, мне кажется, что я больше артист, чем автор.

— А кино? Стал бы актёром комедийным?

— Если позовут — я соглашусь. Это интересно. Хочу быть как Адам Сэндлер. Он для меня идеал комедии. Его оскорбляют, «Золотых малин» (награда за худшую актёрскую игру. — Авт.) кучу он получил. А ему плевать. Он один из самых высокооплачиваемых артистов. Красавчик!

— Кто твои любимые стендап-комики?

— Их много. Тут проблема в том, что я многих знаю лично. И мне сложно оценивать их на сцене.

— А из тех, кого ты не знаешь лично? Кто-нибудь из зарубежных артистов?

— Их вообще не смотрю. Я смотрел единственный концерт – Эдди Мёрфи, «Raw» (1987). Юмор у нас с иностранцами разный, но с американцами мы в этом плане ближе, потому что мы все в нулевые-девяностые смотрели их комедии. Мне кажется, весь мировой стендап вырос из американского.

— Но у нас же были свои юмористы, Задорнов, например.

— Задорнов — эстрадный жанр, это другое. Эти юмористы просто рассказывали шутки, которые заранее записаны. Не было какой-то рефлексии, личной проблематики и так далее. Просто смешные номера. Хазанов один раз говорил в интервью, что он был в Нью-Йорке в семидесятых, ходил там на стендап и хотел привезти его в СССР. Но ему сказали: «Нет, у нас же есть эстрада».

— В российской комедии много нецензурной лексики, шуток про секс, грубости. Как ты относишься к такому юмору?

— В 95 % случаев матерные слова можно убрать из выступления. Но есть случаи, когда слово идеально подобрано. Его можно заменить, смысл шутки останется, но вот нерв, эта точка эффектная – она пропадёт.

«Большой зал проще рассмешить»

— Ты говоришь о своём заикании в начале каждого выступления. Это необходимо?

— Сто процентов! Я выхожу на сцену, начинаю говорить – и у людей сразу возникают вопросы. Всегда сначала нужно это отбить, а потом уже рассказывать материал. Когда я веду концерты, я говорю: «Вы сколько за билет заплатили? 300 рублей? Если бы 500 заплатили, у вас был бы ведущий с идеальной речью».

В начале каждого выступления Михаил говорит о заикании. Фото: Из личного архивa/ Михаил Переходько

— Ты всегда заикался?

— Лет с трёх. В детстве пытались это исправить, стало получше. Сейчас я могу нормально разговаривать, если в кругу друзей. Но если стрессовые ситуации, то ты волнуешься, и мозг не даёт тебе нормально говорить.

— А сцена — это стрессовая ситуация?

— Всегда! Я всегда волнуюсь.

— Но ты выступал и перед довольно большими залами.

— Перед большой аудиторией всегда комфортней, смех распространяется быстрее. Большой зал намного проще рассмешить, чем маленький. У нас были мероприятия, когда четыре зрителя сидят. Вот это сложно.

— Такие выступления — самые сложные?

— Нет. Самое ужасное, когда приезжаешь куда-то, где нет микрофона, света и так далее. Были мы как-то в Губахе. Заходим в ресторан, где должны выступать. На входе висит табличка с зачёркнутыми пистолетом и ножом. Немножко страшненько стало.

Выходит ведущий: «Привет всем». И тут мужчина из зала встаёт, подходит и пожимает ему руку: «Здорово, брат». Мы в этот момент окончательно поняли, что будет плохо. Но раз приехали, надо выступить.

Нас было четверо: Андрей Айрапетов, я, Егор Котыченко и Алексей Белобородов. Выходит первым Егор, потом Андрюха. Он просто 15 минут рассказывает шутки в тишину. В это время в гримёрку заходит огромный мужчина и спрашивает: «Кто следующий?» Причём таким тоном, что явно не нужно быть следующим. А я следующий! Говорю: «Ну я…» А он: «Я Миша, охранник, если что-то случится – обращайся». В итоге ничего не случилось, но уезжали мы оттуда очень быстро.