«Случайные люди в случайном месте». Уличный театр о контакте со зрителем

Анна Гилева / АиФ

Фестиваль уличных театров проходил в Перми с 13 по 15 июня. Городок «Белые ночи» на несколько суток стал площадкой для выступления пузатых клоунов, гигантского светящегося человека, грустных мимов – ярких мастеров перевоплощения из России, стран Европы, Австралии.

   
   

Театр «Минiатюръ» был создан в 2009 году. Как рассказала актриса Евгения Павлова, все его артисты принадлежат разным театральным школам. «Тем интереснее, потому что мы много спорим, и каждый друг другу что-то дает свое. Происходит взаимообмен и обновление», – отметила она. Театр готовит разные проекты: короткие спектакли, короткие фильмы, а также камерные спектакли – они рассчитаны на улицу и на небольшие залы. Корреспондент «АиФ-Прикамье» пообщался с актерами театра.

Уличный театр «Минiатюръ». Фото: АиФ / Анна Гилева

Анна Гилева, «АиФ-Прикамье»: – Чем привлекателен для зрителя уличный театр?

Евгения Павлова: – Театр изначально был источником информации. Сейчас ее огромное количество и вся она между собой конкурирует и сложно найти через эту линию искусство. Человеку очень сложно определиться, потому что ему много всего предлагают: можно посмотреть сериал, а можно фильм, а можно вот это… Людям нужно что-то другое: в уличном театре зритель в момент получает эффект и это приводит его к сопереживанию.

Уличный театр «Минiатюръ». Фото: АиФ / Анна Гилева

– А что чувствует при этом актер?

Сергей Федоров: – Это другой способ существования, прямое общение со зрителем. То есть, с ним ты общаешься не через рамку: я играю, вы смотрите, и мы на метафизическом уровне сосуществуем, а напрямую. Я тут же реагирую, тут же реагируют на меня. И это интересно, и не мешает мне работать еще и в формате академического театра.

Евгения Павлова: – Уличный театр – это проверка для настоящего артиста, очень сильная. Потому что нужно взять и заинтересовать неподготовленного зрителя, который не шел специально сюда. Перед артистом стоит задача сделать так, чтобы зритель остановился смотреть спектакль. Не каждый актер может это сделать. На сегодняшний день, я считаю, немножко меняется формат восприятия у людей, и мы это замечаем и поэтому вот таким образом существуем. В уличном театре намного больше риска, потому что ситуации могут быть какими угодно и нужно уметь импровизировать. В академический театр человек знает, на что он идет, например, на Лермонтова, Пушкина. А на улице может быть все, что угодно. В Туле к нам, например, вышел на сцену очень пьяный человек, и нам пришлось его задействовать в спектакле. В итоге все решили, что это подсадная утка. Мы получаем абсолютно разную реакцию.

   
   
Уличный театр «Минiатюръ» Фото: АиФ / Анна Гилева

– Какова реакция зрителей в Перми?

Евгения Павлова: – В каждом городе зритель реагирует совершенно на разные вещи. Он – соучастник и спектакль во многом зависит от общения с ним. Здесь была очень прямолинейная реакция, откровенное поведение, искренние люди.

– В спектакле «Титаник» вы почти не использовали речь, это – особенность выступлений театра?

Евгения Павлова: – Данный спектакль самодостаточен. Я согласна с той мыслью, что если убрать из любого спектакля, даже драматического, речь, и если ничего не понятно, то, значит, спектакль не состоялся. Мы просто сейчас уходим в протест эпохе сериалов, когда видим говорящие головы на экранах – актер не играет, он просто говорит, и за него текст рассказывает историю. У нас есть спектакли с речью. Но, на мой взгляд, гораздо сложнее, интереснее найти другой способ выражения. Например, так мы сделали в спектакле «Невский проспект», поставленном по Гоголю. Мне нравится язык классика, но мы специально ушли от речи и попытались создать его через пластику. Это отчасти эксперимент.

Уличный театр «Минiатюръ». Фото: АиФ / Анна Гилева

– Как вы выбираете драматургические произведения?
Евгения Павлова: – Мы работаем только с тем материалом, с теми работами, от которых сами получили впечатление, импульс. Есть тема, которая волнует, есть автор, который уже сказал свое слово, и мы выступаем в соавторстве. Но пытаемся сделать это актуальным, «вкусным». Сейчас мы работаем над произведением А.С. Пушкина «Монах».

Уличный театр «Минiатюръ». Фото: АиФ / Анна Гилева

– В чем главная задача уличного театра?
Евгения Павлова: – Театр должен изначально развлечь, потом увлечь, и потом уже пронести сверхидею, сверхзадачу. Театр – это не лекция, мораль никто читать со сцены не хочет, но при этом у нас все равно задача – показать, что красота существует, показать ее разные стороны, прийти к свету. Когда мы работали с трагедиями, у нас не было модного сейчас «депрессионизма», мы за жизнелюбие. Здесь важно понимание на уровне чувств, самое главное – оставить впечатление, если оно осталось – это на всю жизнь.

Сергей Федоров: – Он сейчас, на мой взгляд, актуальнее. Люди не умеют выражать свои эмоции, если честно, они больше закрыты и это естественно, это нормально – мы стараемся больше сконцентрироваться на себе и держать себя в рамках. Прелесть в том, что уличный театр – это случайные люди в случайном месте. И вдруг они, не сходя с места,  испытывают эмоции и могут раскрепоститься, в хорошем смысле. Не им нужно куда-то идти, а театр пришел к ним. Вот я иду по улице и меня облили водой – здорово!  Я же к этому не готовился, не покупал билет, не одевался, не шел куда-то, не настраивался долго, а потом посмотрел и понял, как надо жить, а как не надо. В уличном театре иначе. Это как будто я иду по улице и вижу, как ребенок улыбается, и не могу ему не улыбнуться в ответ, вот и все. 

Смотрите также: