«Каждая женщина - Одетта». Алексей Мирошниченко - о балете и монархии

   
   

16 декабря в Пермском оперном была премьера: новое «Лебединое озеро» в редакции Алексея МИРОШНИЧЕНКО, главного балетмейстера театра. А за несколько дней до этого, выкроив время между репетициями, он дал интервью «АиФ-Прикамье».

Театр как психотерапия

– Алексей Григорьевич, почему именно «Лебединое» и зачем потребовалась очередная его редакция?

– Мне нравится этот балет у нас в постановке Натальи Макаровой. Но уже давно назрела необходимость в двух «Лебединых», чтобы пермяки не оставались без «самого главного балета всех времён и народов», пока театр гастролирует. Ведь за два месяца до начала гастролей мы уже отправляем фуру с декорациями, а потом два месяца по окончании тура ждём её. Поэтому в репертуаре теперь будут оба спектакля.

Насчёт новой редакции: можно, конечно, штамповать Константина Сергеева или кого-то ещё. Ну а где же тогда так называемый пермский контекст, сформированный нами? Хочется, чтобы в Перми было то, чего нет в других театрах. 

– Нынешние гастроли пермского балета в Дублине практически совпали по времени с серией парижских терактов. Страшно было лететь в Европу?

– Во-первых, в тот день мы уже находились там. Во-вторых, 7,5 тыс. билетов уже было продано на наши спектакли. Так что теракт ли произошёл, гуманоиды ли прилетят, мы как профессионалы всё равно будем выполнять свою миссию. Которая в том и состоит, чтобы люди хотя бы на какое-то время отвлеклись от переживаний. Театр - это психотерапия. И для самих артистов, и для зрителей.

   
   

– Реакция на ваши выступления в Ирландии и в странах Ближнего Востока, где вы гастролировали позже, чем-то отличалась?

– В Омане нас предупредили, что выражать свои чувства тут не принято и реакция зрителей будет очень сдержанной. Но хлопали ещё как! Единственное: в «Бахчисарайском фонтане», который мы там показывали, артистам пришлось закрыть все открытые части тела. И даже статуи были в тогах.

В России надо жить долго

– А если говорить об отношении к русским в принципе, нас не любят в мире, боятся или?..

– Что в Дублине, что в Маскате, что в Бахрейне, узнав, что мы из России, люди тут же восклицали: «Россия! Путин! Супер!» Все, с кем бы я ни общался, даже в магазине парфюмерии, - поклонники Путина. Говорят: «Вы, русские, счастливые, что у вас такой президент. Мы на вас только и надеемся». Вот Америку - да, ненавидят. Непонятно лишь, как при всём этом она продолжает демонстрировать беспардонное своеволие.

– Успехи «в области балета» по-прежнему рифмуются у многих россиян с ракетами. «Зато мы делаем ракеты», помните? Неужели кроме них нам нечем больше гордиться? 

– При чём тут советские стишки периода холодной войны?! Ну вспомните ещё Черчилля, утверждавшего, что русские лучше всего делают три вещи: танки, балет и детей. Это не более чем крылатые фразы. А гордиться нам, безусловно, есть чем. Особенно после того, как в 90-х почти всё в стране было распродано, и сама она чуть не стала американской колонией. Только удержать бы нынешние достижения…

По-моему, прав Жириновский, говоря о полувосточном менталитете русских, о том, что в России должен быть монархический строй. Это я к тому, что для нашей ментальности очень важна роль личности в истории. Неслучайно ведь, хотя сегодня у нас президентская республика, вопрос «Что будет, когда уйдёт Путин?» волнует очень многих.

– Когда не стало Сталина, многим тоже казалось, что жизнь закончится.

– Не закончилась, но сильно изменилась. Хотя государственную идеологию тогда никто не менял. А сейчас - партии разной направленности, и какая придёт к власти - неизвестно. Поэтому в России, как сказал кто-то мудрый, надо жить долго. 

Сила романтики

– Да, долго и желательно счастливо. Но вернёмся к балету. В разных редакциях «Лебединого озера» разный финал. У вас Одетта и Зигфрид погибают?

– Конечно. У этого балета не может быть счастливого конца. Таковы законы романтизма. Но зло здесь всё равно в проигрыше. Душу Принца, за которой охотится злой гений Ротбарт, он так и не получает: души умерших Принца и Одетты возносятся храмом вечной любви.

– К сожалению, в реальной жизни романтики и романтиков становится всё меньше. Вы согласны?
- Абсолютно. Порой кажется, что романтиков уже практически не осталось. И это ненормально. Как душа наша «по природе христианка», так и каждый человек по природе романтик. Почему при определённых обстоятельствах в каком-нибудь чуть ли не убийце просыпаются вдруг ростки светлого и доброго? Да вот поэтому! Если в душе не пусто, то под ворохом всего, в том числе потребительского, живёт романтизм. И быть романтиком - вовсе не признак слабости, как считают некоторые. В наше чересчур прагматичное время это, наоборот, признак силы.

– А насколько часто, на ваш взгляд, среди реальных, земных женщин встречаются нынче Одетты?

– Любая женщина, опять же по природе своей, хочет раствориться в своём мужчине, стать его половинкой. Не потому что надо, не потому что должна. А именно хочет. Но не у каждой и не всегда это получается.

Досье

Алексей МИРОШНИЧЕНКО. Родился в 1974 г. в Донецке. Окончил Академию русского балета им. Вагановой (1992 г.) и балетмейстерское отделение Академии (2002 г.). С 2009 г. возглавляет балетную труппу Пермского театра оперы и балета. Один из ведущих российских хореографов, работающий в неоклассическом стиле.

Смотрите также: