Мягкие куклы художника Татьяны Овчинниковой в причудливых нарядах и со смешными причёсками рассказывают свои истории. Из-под кукольных век на людей смотрят иногда озорные, а иногда задумчивые глаза. Их создательница каждый день делает осязаемым настроение, вдыхая жизнь в ткань.
Пермячка Татьяна Овчинникова с самого детства шьёт куклы. В годы, когда о качественных и красивых игрушках приходилось лишь мечтать, маленькая Таня решила делать их сама. И пока соседские девчонки играли пластмассовыми Машами с жёлтыми волосами, будущая художница создавала свои первые шедевры.
«Я родилась в с. Красный Ясыл Пермской области, в семье художников. Так как мои родители работают с камнем (скульптура малых форм, в основном, анималистика), то и я долгое время, окончив Абрамцевское художественное училище, работала в камне. Позднее стала заниматься текстильной куклой, вернее, скульптурой в технике текстиля», - рассказывает Татьяна.
Так рождается кукла
Как из вороха тряпок создаётся волшебство? Татьяна признаётся, что на одну работу уходит почти месяц. При этом она не шьёт одновременно несколько кукол, ведь у каждой из них своё настроение.
«Конечно, сначала рождается образ. Например, хочу передать ощущение холодного октябрьского утра или предвкушение Рождества, встречи, расставания. Работа может родиться из чего угодно, даже из впечатления от дождя или старого забора на даче. Потом ищу цветовое решение, а дальше - начинается рутина. Самое трудное для меня, скорее, даже утомительное - набивать сшитую деталь синтепоном при помощи тонкого пинцета и спицы. Просто зверею порой, - делится она секретами своей работы. - Вообще шить кукол - милое занятие, чтобы скоротать долгие зимние вечера: тепло, музыка, ворох красивых тряпок…».
Вышивая сердце
«Душа?», - удивляется Татьяна вопросу о том, есть ли она у её кукол.
«У многих людей её нет... Просто в куклах проекция твоих размышлений, взгляд на некоторые вещи. Кого-то это трогает, кого-то нет. А может что-то такое и есть в них. Я трижды видела плачущих взрослых людей, рассматривающих мои куклы на выставке», - задумывается Татьяна.
Вместе с тем кукольных дел мастер признаётся, что порой ткань сама выбирает себе образ.
«Мне интересно передавать впечатления или ощущения от чего-либо. Иногда в голове сразу возникает линия, форма. Это как знак: ни убавить, ни прибавить. А иногда образ рождается нанизыванием детали на деталь, и я до самого конца не знаю, чем или кем будет моя кукла. Это своеобразная игра».
При этом, создавая куклу, мастером движет не только творческий наплыв вдохновения, но и аналитический расчёт пропорций будущего творения, представление о параметрах его анатомии.
«Думаю, что художник-кукольник очень хорошо должен знать анатомию, строение человеческого тела. Тогда легко будет менять пропорции, подчёркивая грациозность или, наоборот, массивность персонажа», - говорит художник.
Работы Татьяны известны по всему миру. Часто кукол приобретают известные люди, однако кто именно из знаменитостей стал обладателем заветной игрушки - мастер оставляет в секрете.
«Сколько работ создала всего - не знаю, их было много. Приятно знать, что есть люди, сознательно выбирающие моих кукол. Жаль, что зачастую художник не имеет информации о том, кто же приобрёл его работы. Но некоторых я знаю. Моя подруга, занимаясь продажей работ, сообщала, кто из известных людей купил ту или иную куклу, но я считаю неэтичным сообщать имена», - говорит Татьяна.
Увидеть работы мастера можно на выставках в России и за рубежом. Есть и очень серьезные коллекционеры, имеющие свыше тридцати работ пермячки в своих коллекциях.
Смотрите также:
- Виктория Васильева: "Я знаю, что такое любовь, когда это не твоё" →
- Игрушечный бизнес. Пермячка вяжет героев из сказок →
- Стойкий оловянный солдатик →