Не черстветь духовно. Как геолог стал художественным руководителем театра

Зрители ценят любительские постановки за эмоции. © / Пермский молодёжный театр, Дарья Калабина / Из личного архивa

В 2015 году на базе Пермского университета (ПГНИУ) появился творческий коллектив под названием «Никакой театр». За девять лет в нём сменилось несколько поколений студентов, поменялось название, но неизменным остался его основатель и художественный руководитель, выпускник геологического факультета Илья Лямин. Он уверен, что профессия – не клеймо для души, и театр открыт каждому.

   
   

Любое дело – это творчество

Михаил Боталов, «АиФ-Прикамье»: Илья, расскажите, как выпускник геологического факультета стал худруком театра?

Илья Лямин: В ПГНИУ проходит фестиваль «Студенческая театральная весна». Один из его этапов – показ факультетских спектаклей. Началось всё там. Мы ставили спектакли от нашего факультета, а когда пришло время выпускаться, встал вопрос – что делать с этим дальше? Мы решили продолжить. Сложился коллектив из тех людей, кто участвовал в факультетских постановках, и мы попробовали создать театр. Это был 2015 год.

– Было ли сложно из-за того, что геологическое направление не связано с творчеством?

– Профессия – не клеймо для души. Любое дело, которым мы занимаемся в жизни, – это творчество. И профессия геолога тоже. Приходится работать с большим потоком информации, структурировать. Это тоже творчество, мозговой процесс.

– Что для вас театр сейчас? Хобби или профессия?

– Сейчас театр – это больше хобби. Конечно, хочется заняться этим профессионально. Есть определённые попытки и шаги в этом направлении. В плане образования, в плане самих постановок.

   
   

– Остаётся ли время для личной жизни и других хобби?

– Основное – это работа и театр. По сути, это и есть моя личная жизнь. Я не подразделяю жизнь и работу, жизнь и театр. Есть выходные, я езжу на дачу, отдыхаю, как и все люди. Шашлыки, баня. Это, наверное, и есть личная жизнь.

– Семья поддерживает вашу театральную деятельность?

– Стопроцентно! Ходят на все премьеры и спектакли. Они первые смотрят наши постановки. Конечно, бывает и критика. Семье всегда есть что сказать и обсудить. Это полезно.

– Вы сказали, что продолжаете образование, но уже в сфере театра. Насколько сложно менять направление, пройдя в геологии даже аспирантуру?

– Геологическое образование дало фундамент и сформировало отношение к вещам, которые позитивно влияют на театральную работу. Университет в целом – хорошая школа жизни. Есть опыт, который ты пытаешься применять в театре.

– Где вы учитесь сейчас?

– Два года назад в моей жизни появился Пермский институт культуры. Я оказался в магистратуре у Марины Андреевны Оленёвой. Программа «Руководство любительским театром». Это, конечно, не только про режиссуру, но и про смежные вопросы, например, авторское право. Сейчас учусь на втором курсе, в 2025 г. планирую закончить. Год назад я поступил в Екатеринбургский государственный театральный институт на направление «режиссёр драмы». Сейчас подходит к концу учёба на первом курсе.

Территория неравнодушных людей

– У вас был опыт постановки в Театре-Театре на Сцене-Молот. Как это произошло?

– Увидел объявление о фестивале читок по современным пьесам (речь идёт о фестивале-конкурсе читок «Твой текст» в 2021 г. – Авт.). Когда принимали заявки, мы были на выезде и в этот момент ехали уже обратно в Пермь. С собой у меня была пьеса Андрея Иванова «С училища», я случайно взял её почитать. И когда увидел объявление, то подумал, что это знак. Я отправил заявку с небольшим описанием того, что хотел сделать.

У каждого участника был выбор – работать со своими актёрами либо с актёрами и студентами из Театра-Театра. Я решил попробовать новый для меня опыт и выбрать актёров театра. Мне попались студенты с курса Бориса Мильграма. Они эту пьесу не знали, что нормально. Сделали пробную читку, после которой у них был ступор. От того, как материал написан и о чём он. Пришлось настроить их, что театр должен быть открыт ко всему.

Нам дали всего три репетиции. И за это время мы попытались что-то собрать. Мы выступали уже в последние дни. После показа прошло обсуждение, на котором были и Марк Букин (куратор фестиваля «Твой текст». – Авт.), и Марина Оленёва, с которой мы тогда и познакомились. Им очень понравилась задумка. Нас наградили и дали возможность сыграть на Сцене-Молот. Наша читка получилась одной из самых долгоиграющих. В течение полутора лет мы периодически показывали этот спектакль.

– В чём разница работы со студентами ПГНИУ и работы с теми, кто учится актёрскому ремеслу профессионально?

– Когда люди с утра до вечера живут профессией, они схватывают некоторые вещи быстрее. Со студентами университета сложнее, с ними приходится тратить много времени на базовые аспекты. Но в плане отношения они похожи. Правда, у студентов университета есть другая мотивация – они делают это не ради денег или поощрения, а для себя. Возможно, окончив вуз, они откроют для себя театр как будущее.

– В этом вы видите смысл любительских театров?

– Мне кажется, любительский театр нужен для людей, которые когда-то хотели играть на сцене, но не получилось. Для тех, у кого есть потребность восполнить в себе то, что они не смогли сделать в своей жизни. Я думаю, что любительский театр – это территория неравнодушных людей.

– А почему зрители идут смотреть любительские постановки?

– В первую очередь они идут за эмоциями. Потом уже за определёнными смыслами, художественно-эстетическим наслаждением. Бывают очень красивые спектакли, а пьеса так себе. И отдельная категория – это люди, которые ходят и смотрят спектакли друг друга.

Бренд на карте России

– В 2023 г. Пермский молодёжный театр получил статус народного коллектива. Как это получилось?

– Университет предложил нам поучаствовать в получении этого статуса. Мы подходили по требованиям и совместно с ПГНИУ собрали пакет документов. После была комиссия, и нам решили присвоить статус народного коллектива. Было приятно. Обычно студенческим театрам не дают такие звания.

– Есть ли у пермского театра своё особенное лицо?

– Мы много посещаем фестивали в других регионах. Я общаюсь с режиссёрами, руководителями коллективов, критиками. Они все знают Пермь как театральный город и оценивают уровень пермских театров. Наши коллективы каждый год получают «Золотые маски», ездят с гастролями. Пермь – это известный бренд на театральной карте России. Во многом это заслуга руководителей, директоров, худруков. Это огромный труд – держать такую планку. Конечно, не без поддержки краевых властей. Надеюсь и власти это понимают.

– Почему любительским театрам важно ездить на фестивали?

– Фестивали – это площадка для обмена опытом, возможность пообщаться с другими режиссёрами. У некоторых есть образовательные площадки, это тоже очень полезно – узнавать что-то новое. К сожалению, добираться приходится за свой счёт. А не у всех есть такая возможность.

– Как вы считаете, зачем вообще в мире новых технологий человеку театр?

– Фишка как раз в том, что театр всегда остаётся живым. Это возможность реального общения, которое не заменить компьютерными играми и виртуальной реальностью. Пока в театре есть, по крайней мере, два живых человека (актёр и зритель) – театр будет существовать.

Досье
Илья Лямин. Родился в 1992 г. в Перми. Окончил аспирантуру геологического факультета ПГНИУ. Генеральный директор ООО «Пермспецгеология», которое занимается инженерными изысканиями для проектирования и строительства. С 2015 г. художественный руководитель «Никакого театра» (с 2019 г. «Пермский молодёжный театр»).