Никас Сафронов: «Сажусь за работу ремесленником, заканчиваю как художник»

Юлия Загородских / АиФ

Никас Сафронов прибыл в краевую столицу 29 мая на открытие своей персональной выставки, которая продлится до 28 июня. Пермяки смогут увидать портреты, пейзажи, а также картины в эксклюзивном авторском стиле «Dreаm vision».

   
   

Накануне церемонии открытия он рассказал корреспонденту сайта «АиФ-Прикамье» о предстоящих проектах, отношении к «Пермской культурной революции» и творческом процессе.

Пермяк в образе Демидова

«АиФ-Прикамье: – Никас, Вы уже не в первый раз в Перми?

Никас Сафронов: – Я был однажды на Пермской ярмарке и вновь приехал в город с большой любовью. Нас пригласил губернатор Пермского края Виктор Басаргин. Считаю, что вашему городу с ним очень повезло. Государство начинается тогда, когда есть искусство. Культура в этом городе есть, еще какая. Здесь идут такие баталии, перипетии. Пермь – один из самых непростых регионов, но в тоже время один из самых высоко культурных.

Фото: АиФ/ Юлия Загородских

С чем у Вас ассоциируется Пермь?

– Пермяк мне представляется связанным с образом Демидова либо с картиной «Пахарь Толстой на пашне». С уважением отношусь к вашему городу. Здесь есть что-то патриархальное, трогательное, ощущается внутренний восторг и патриотизм. В этой глубинке живет душа. Если я проснулся в Перми – я счастлив, что я в России, а будучи в Дубае или в Лондоне, мне тяжело. Несмотря на то, что 85% денег я зарабатываю за границей, живу и трачу деньги я здесь. А зарабатываю я, в основном, на портретах. Они не дешевые, но клиентов много, и их число увеличивается, что приятно.

Как Вы относитесь к «Пермской культурной революции»?

   
   

– То, что сделал в Перми Марат Гельман – это даже не плохо. Благодаря ему появились мысли, что надо делать дальше, чем это надо заменить. Разумеется, зерна от плевел надо отделять. Мы стараемся, чтобы красота России прославлялась, а не разрушалась. Не знаю, проамериканская это была история или нет, но считаю, что искусство должно нравиться. Сейчас Пермь на верном пути. Благодаря таким городам и существует Россия, культурная Россия, а Пермь – культурная столица многих городов.

«Всегда недоволен результатом»

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас любимые работы?

У каждого художника есть работы удачные и менее удачные. У Леонардо Да Винчи всего 12 работ, и при этом есть картины просто отвратительные. Тем не менее, это великий Леонардо, у него есть «Джоконда». У меня тоже есть работы и удачные, и неудачные, а история рассудит, какие из них останутся. Я, признаться, всегда недоволен своим результатом. Лишь через много лет, глядя на свой труд уже посторонним взглядом, я вижу, что работа хороша. Требовательность к себе сделала меня состоявшимся художником.

Кроме выставки, с которой Вы приехали к нам в город, какие еще проекты планируются?

– У меня готовится выставка в Женеве, далее – в Музее современного искусства в Вене, параллельно идет выставка по России. Губернатор Санкт-Петербурга предлагает открыть в городе школу-студию, если реализуем, то буду преподавать, вести мастер-классы. Также Софи Лорен предлагает открыть совместную выставку. У нее порядка 200 картин, посвященных ей, среди которых 15 моих работ. Возможно, с этой экспозицией даже приедем в Пермь. Почему нет?

Фото: АиФ/ Юлия Загородских

Как происходит процесс создания картины?

– Жизнь художника очень сложна. Я постоянно в перелетах, часто обхожусь без сна, при этом необходимо соблюдать ограниченные сроки. Я работаю над портретом месяц- полтора, но при этом делаю 2-3 портрета одновременно и параллельно еще работаю над несколькими эскизами. Напрасно многие думают, что, став известными, будут отдыхать и ждать вдохновения, купаясь в лучах восхищения. Я сажусь за картину как ремесленник, заканчиваю как художник, к утру. Здесь подобно театру – когда выходишь на сцену и играешь Гамлета, забываешь, что живешь в коммуналке, с тараканами и не дающими житья соседями.

Рисовать нужно только вживую

Всегда ли модель на портрете согласна с вашим видением?

– По-разному. Недавно нарисовал жену одного высокопоставленного человека, он посмотрел на результат, говорит – у нее глаза на портрете разные. Мужчина согласился со мной, что и в жизни они такие, но попросил картину поправить. Когда заказ безумный, я стараюсь убедить человека, что он не прав. Пришла как-то женщина, просила нарисовать ее по фотографии. Говорит – всю ночь свое фото на компьютере чистила, нарисуйте по нему. Я сказал, что буду рисовать только вживую: и так пластики на лице много, еще и «фотошоп».

Никас Сафронов и губернатор Прикамья Виктор Басаргин. Фото: АиФ/ Юлия Загородских

Как вы считаете, какая миссия у искусства?

– Чушь, что картины пишут для себя. Рисуешь, делаешь выставки – для людей. Искусство должно вызывать уважение, восхищение, восторг и умиление. Считаю, что если мы не поддержим через искусство нашу культуру, то, в конце концов, Россия перестанет существовать. Через искусство нация будет называться культурной, цивилизованной и прогрессивной. Человеку нужно давать импульсы, уверенность, гордость. Но поддерживать необходимо лишь профессионалов. В Москве 275 тысяч художников. Я уверен, что они все романтики, и, вероятно, многие из них меня не любят. Тем не менее, я здесь, и я не знаю их имена, а они в курсе, кто я.