В минувшие выходные в Пермском театре оперы и балета прошли отчётно-выпускные концерты хореографического училища. На фоне юных звёздочек выделялась главная сенсация «Арабеска-2022» Валерия Кузнецова.
Накануне концерта Валерия рассказала, исполнения каких желаний она попросила бы сегодня у Золотой рыбки, с чьим именем ассоциируется для неё пермский балет и в каких случаях она позволяет себе сладкое.
В начале были «Искорки»
Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Лера, прошлый год был для вас напряжённым, но очень счастливым: пять первых премий и призов на конкурсе «Арабеск», вторая премия на Московском международном конкурсе. А как год нынешний?
Валерия Кузнецова: Нынче всё было направлено на подготовку к госэкзаменам. Сейчас они позади. Поэтому стало спокойнее. И классический танец, и дуэтный, и характерный сдала на 5.
– К огорчению пермских балетоманов, после выпуска вы уезжаете работать в Петербург. Мариинский театр – ваша сбывшаяся мечта?
– Нет, о конкретном театре не мечтала. Я хочу танцевать. А где – не имеет большого значения. Но, конечно, очень рада, что меня пригласили в Мариинский. Сразу после конкурса в Москве Юрий Валерьевич Фатеев, заведующий там балетной труппой, сделал мне это предложение. Приняла его не раздумывая.
– Жалко расставаться с городом, ставшим родным за восемь лет?
– Жалко расставаться с близкими людьми. Особенно с Еленой Николаевной Щегловой, моим педагогом. Она для меня как мама. А самое родное место в городе – сквер перед театром. Здесь мы с первого класса с воспитателем по вечерам гуляли. И слёзы, и радости – всё тут. Не верится, что больше не буду здесь гулять. Грустно. Но, думаю, приехать в Пермь можно всегда.
Жалко расставаться с близкими людьми. Особенно с Еленой Николаевной Щегловой, моим педагогом. Она для меня как мама. А самое родное место в городе – сквер перед театром. Здесь мы с первого класса с воспитателем по вечерам гуляли. И слёзы, и радости – всё тут. Не верится, что больше не буду здесь гулять. Грустно. Но, думаю, приехать в Пермь можно всегда.
– Как вы попали в Пермское хореографическое училище?
– Случайно. Лет в шесть, когда мы жили в Березниках, бабушка отдала меня в танцевальный кружок. По-моему, он назывался «Искорки». Не скажу, чтобы всегда ходила туда с желанием. Но танцевать любила. И однажды руководительница сказала бабушке: «У вашей внучки очень хорошие данные. Попробуйте съездить с ней в Пермь, в хореографическое училище». Мы поехали. Я понятия не имела, что будут проверять. Выворотность, прыжок, стопа – ничего этого не знала. Вот на шпагат садилась легко. Хотя, как потом оказалось, это не самое главное. Просто у меня от природы мягкие связки.
– Поступили с первого раза?
– Да. Что-то, видимо, разглядели во мне пермские педагоги. И в десять лет началась моя новая жизнь.
– Родители и бабушка гордятся вами?
– Бабушка – да. Она ведь меня воспитала. С родителями не общаюсь. Жила с ними лишь в раннем детстве. Что там произошло, не знаю. И мне даже неинтересно. Отношусь к этой ситуации спокойно. Я же не одна такая.
Надежда России
– В интервью «АиФ-Прикамье» член жюри «Арабеска-2022» Марианна Рыжкина назвала вас главным открытием конкурса. Отметив, что «у этой девочки есть всё, что нужно: утончённость, подъём, вращение, прыжок». А на ваш взгляд, чего вам пока не хватает?
– Многого. Например, я не считаю, что прыжок у меня есть. Одних природных данных недостаточно. Работать надо ещё много над чем. Над укреплением ног, выносливостью.
– Что-то делаете для этого?
– Это ежедневный труд. Результат появляется не сразу – нужно время. Делаю дополнительные упражнения. Прихожу за час до репетиции, качаю стопы с помощью резины, потом уже общая репетиция
– Какая из пяти наград «Арабеска» была для вас самой неожиданной? И ещё: каково это – получив приз Дома Дягилева «Надежда России», ощущать себя ею?
– Приз стоит, радует глаз, но я же не думаю: «Всё, я надежда России! На мне такая ответственность!» А самой неожиданной стала первая премия по современной хореографии. Вообще не ожидала. Серьёзно современным танцем никогда не занималась, не видела в нём себя. Там все мышцы работают по-другому. Думала, не смогу так. Только классика и классика. Но после конкурса поняла: раз жюри во мне что-то заметило – значит могу! Можно попробовать что-нибудь сделать.
Пирожное-утешение
– Кого из танцовщиков вы представляете в первую очередь, когда речь идёт о пермском балете?
– Инну Билаш. Сейчас она не работает в Перми. Но я с детства помню её выступления здесь. Тогда Инна танцевала во многих спектаклях. Это было волшебно. Именно с ней я впервые в жизни увидела «Лебединое озеро».
– А есть балерина-идеал, на которую вам хочется быть похожей?
– Очень нравится Ульяна Лопаткина. Но походить на других не хочу. Хочу, чтобы у меня была своя индивидуальность.
– О каких партиях в Мариинке мечтаете?
– Самая большая мечта – станцевать «Лебединое». Ещё мечтаю о Китри в «Дон Кихоте». Правда, понимаю свои сегодняшние возможности и оцениваю себя адекватно. В театре с такой труппой я буду начинать с конца. И это нормально.
– Кто должен подписаться на ваши соцсети, чтобы вы удивились?
– Руководитель какого-нибудь театра, наверное. Я не веду балетную страничку. Выкладываю фотографии из жизни, а балетных всего парочка – профессиональные, с конкурсов. Поэтому удивилась бы: откуда он про меня узнал?
– Среди ваших друзей есть люди, не связанные с балетом?
– Мой близкий друг – музыкант. Подруга, с которой мы дружим много лет, вообще не связана с искусством. Есть и другие не из балетной сферы. Главное – мне с ними интересно. Они же тоже чем-то увлекаются.
– Ограничение балерин в мучном и сладком – это миф?
– Я не могу без сладкого. Иначе при наших нагрузках начнётся стресс. Просто стараюсь есть шоколад в первой половине дня. Редко, но позвляю себе пирожные. Репетиция не задалась – пойду и куплю пирожное для утешения.
– Если поймаете вдруг Золотую рыбку, исполнения каких трёх желаний попросите у неё?
– Здоровья, терпения и удачи.