Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник был жестоко казнён на территории Прикамья в 1918 году. В августе 2000 году его причислили к лику святых Русской православной церкви. При жизни священнослужитель пользовался большим влиянием: написал множество церковных трудов, давал советы самому императору и считался соперником Григория Распутина. В этом году исполнилось 98 лет с момента страшной казни святого. Подробнее о его жизни – в материале «АиФ-Прикамье».
Казнь
В лесу палачи дали в руки лопату и приказали копать могилу. Грунт земли оказался крепким – красная глина. Руки святителя были непривычные к физическому труду, копка шла медленно.
Для ускорения дела пришлось помогать чекиcтам. Но могила была коротка. Архипастырь по нескольку раз «примерял» на себе размеры. Наконец всё было готово. Помолившись на все стороны, владыка сказал палачам: «Я готов». Лёг в могилу, его забросали землёй и для надёжности выстрелили в неподвижное тело.
Так 20 июня 1918 г. проходила казнь над священномучеником Андроником, архиеписком Пермским и Кунгурским.
Миссионер в Японии
1 августа 1870 г. в с. Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Никольского родился мальчик. Родители нарекли младенца Владимиром. С детских лет он тянулся к духовной жизни, и в 23 года по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского принял монашеский постриг с именем Андроник – в честь ученика преподобного Сергия Радонежского. А ещё через некоторое время молодого иеромонаха отправили миссионером в японский город Осаку.
В то время православная община там находилась в крайне плачевном состоянии. Отдавшись полностью своему делу, через месяц отец Андроник смог отслужить всенощную на японском языке. А за два года овладел японской речью в совершенстве. В будние дни с пяти часов вечера иеромонах начинал обход христиан. Знакомился со всей семьёй. Беседа шла за столом, хозяева подавали чай, и разговор от предметов житейских переходил к предметам религиозным. Так в непринуждённых беседах Андроник узнавал своих прихожан и их нужды. Но чрезмерное напряжение сил подорвало хрупкое здоровье молодого миссионера. Он был вынужден просить епископа отпустить его на родину.
«Здесь моя могила»
Но и в России оказалось не легче. Сначала архимандрит Андроник искоренял пьянство, в котором погрязли уфимские священнослужители, боролся с невежеством и нравственным разложением преподавательского состава семинарии. Затем на протяжении пяти лет возрождал духовную жизнь новгородцев. А после был отправлен в Омск, разгребать разруху, оставленную предшественником Владимиром (Путятой), известным тем, что распространял сектантство в Сибири.
«Под непосильной ношей на слабом горбу», как писал сам епископ Андроник, он быстро начал таять. Но тут, как по заказу, в августе 1914 года 44-летнего Преосвященного Андроника переводят в Пермскую губернию. Остались воспоминания самого архипастыря: «Итак, я в Перми и великолепно себя чувствую. А на сём основании полагаю, что здесь и моя могила». Слова эти оказались пророческими…
Крестным ходом по террору
Первая мировая война, революция, террор… Страна погружалась во тьму неверия и мрачного безбожия. В Перми пролилась первая кровь за веру – пришедшие на Белогорское подворье большевики принялись его грабить, женщины бросились на защиту церковного имущества и их хладнокровно расстреляли.
В это самое время владыка Андроник принимает сан архиепископа и со всей страстью обличает распоясавшуюся новую власть как разбойников, бесстыдно обманывающих народ. Видя, как рушится монархический строй, он смело увещевает самого императора Николая II. Добившись встречи с государем, Андроник критикует личность Григория Распутина – друга царской семьи. На что задетый выговором император советует святителю не верить всякому вздору.
Тучи над головой епископа неизбежно сгущаются, но это нисколько его не смущает. Его запугивают, проводят обыски в доме, показательно арестовывают священнослужителей. Ответом врагам становится торжественный многотысячный крестный ход по городу 25 апреля/9 мая 1918 г. Развеваются над головами хоругви, громом гремит общенародное пение и пламенные призывы к объединению – людская лавина катится по улицам, занимая несколько кварталов. В этот день участь Архипастыря решилась.
Полторы тысячи портив одного
Всё, что происходило в Перми в середине июня 1918 г. напоминало масштабную мобилизацию перед войной. Накануне пермское ЧК приняло решение об аресте архиепископа Андроника. Для этого на ноги поставили полторы тысячи солдат. Горожане, узнав об аресте, подняли жуткий переполох. Город гудел. Владыка Андроник пользовался у людей большим уважением. Никогда ещё древняя пермская земля не знала такого духовного расцвета. Попечительство о бедных, книжные лавки, детские приюты и богадельни, великолепные соборы – всё это дело рук святителя Андроника.
Все, кому довелось хотя бы раз встретиться с епископом Пермским, сохранили воспоминание о нём. Он строго постился, обходился малым количеством пищи. Одевался просто, никогда не носил шёлковых ряс, и, хотя был награждён многими орденами, никогда не надевал их. Архиерейской каретой владыка не пользовался — на ней соборное духовенство ездило по требам. Простота и сосредоточенность, ни малейшего оттенка человекоугодия. Внешне он напоминал, скорее, скитского монаха.
Подвижник, молитвенник, он даже на смерть шёл своей обычной быстрой походкой. Со спокойствием и молитвами владыка Андроник принял мученическую кончину.
К сожалению, место захоронения священнослужителя до сих пор точно не известно. Его останки находятся в безвестной могиле по ул. Героев Хасана. Там сейчас установлен памятный крест, символизирующий могилу пермского новомученика.
В 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил епископа Андроника в лике святых Новомучеников и Исповедников российских для общецерковного почитания.
Смотрите также:
- Забытое прошлое. Вячеслав Дегтярников о важной роли исторической памяти →
- Апостолы, мученики и чудотворцы. Кем были при жизни пермские святые? →
- Православные пермяки отмечают Троицу →