В Прикамье живут представители разных национальностей. Несмотря на тесное взаимодействие между собой, они на протяжении веков сохраняют свою культуру и особенности быта.
Продавать национальные особенности?
Павел Ширинкин: По разным данным, в нашем крае от 100 до 130 народов. Урал (и Прикамье в частности) традиционно называли тигелем народов. Это «ковш», который «сплавляет» население. И так было во все времена, включая XX век. Благодаря водной транспортной артерии – Каме – с древнейших времён происходил контакт с самыми отдалёнными регионами: на юге – с Кавказом, Причерноморьем и Персией, на востоке и юго-востоке – со Средней Азией и Китаем, на юго-западе – с Константинополем. На севере был выход на Печору и Северную Двину, а там дальше – к Скандинавии. Это повлияло на заселение, смешение генотипов, образование самых разнообразных культур.
Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: Насколько важно сохранять свои национальные особенности?
– Сохранение своей этнической идентичности – это одна из основных потребностей человека. К сожалению, в Прикамье тенденция к её потере наблюдается почти у всех народов. Внешне мы здесь встречаем представителей разных национальностей: татар, башкир, коми, удмуртов, марийцев и т. д. Их имена, фамилии, история семьи, география проживания зачастую чётко указывают на этническую принадлежность. Но значительная часть из них, особенно молодёжь, знает всего несколько слов на своём языке. Одна из причин лежит в урбанизации: в крупных городах этническая принадлежность и национальный язык не так важны.
– Спасение языка, культуры и прочих особенностей я вижу в усилении связки между культурой и туризмом. Если мы с индустриальной экономики не перейдём в ближайшие пять лет на рельсы экономики культуры, то можем остаться без шанса на перспективу. Но ни в территориях, ни у региональной власти нет уверенности, что можно устойчиво зарабатывать на культуре. Чтобы сохранять свой язык, костюмы, традиции, национальную кухню, нужно между спросом на этническую культуру и её развитием установить более чёткую взаимосвязь. У нас уже умеют организовывать прекрасные массовые мероприятия на ландшафтах, но мы об этом узнаём обычно по пост-релизам. Не умеем всё это продавать.
Есть ли рецепт гармонии?
– Спрос современного потребителя в культуре достаточно эгоистичен. Обычно человек из городской среды с его деловой жизнью испытывает постоянные стрессы. Поэтому спрос потребителя активно дрейфует в сферу досуга: человеку кажется, что там скрыты какие-то «опоры», которые обязательно приведут его к искомому душевному равновесию. И одно из таких направлений заключается в желании знакомиться с архаичными культурами. Вдруг наши коми, татары, башкиры, манси издревле хранили и знают сейчас рецепт гармоничной и счастливой жизни? Вдруг там – в лесах, среди болот и озёр – мы навсегда оставили что-то важное? Нельзя ли это вернуть? Может быть, есть заветный гриб, ягода, травяной сбор, святой источник или, как сейчас модно говорить, «место силы», от которых можно напитаться! Почти каждый верит во что-то сакральное. Может, в удачу, судьбу и т. д. И поэтому мероприятия, связанные с архаичной культурой, с национальными языками, традициями, обычаями, костюмом, гастрономией, пользуются огромным спросом. Но пока не все территории это поняли.
– Чем конкретно на местах можно привлечь туристов?
– В экономике культуры большой спрос наблюдается на нематериальные ресурсы: это прикамские региональные мифы, легенды, фольклор, сказки, бытовой эпос и т. д. Их разнообразие не перестаёт удивлять. В этом мы можем конкурировать с любым регионом России и даже мира. Мне очень нравится беседовать с туристами из Скандинавии. Спрашиваю их: «У вас есть эпосы?» Они говорят: «У нас есть карело-финская «Калевала», её знает весь мир». – «И всё?» Тогда начинаю перечислять пермские эпосы: про богатыря Кама, Кудым-Оша, Перу-богатыря, Пелю-богатыря и т. д. А ещё можно вспомнить творчество Каллистрата Жакова начала XX века, который записал два старинных предания «Царь Кор» и «Биармия». Финны обычно считают, что мы тут что-то выдумываем. Мы не можем с исторической достоверностью говорить о реальности наших героев, но народная память указывает на конкретные городища, где они могли проживать. Например, по легенде Кудым-Ош жил на Красной горке (Изъюре) в Кудымкаре. Есть версия краеведа Евгения Смертина о том, что Пера-богатырь жил на Эсперовом городище в окрестностях Соликамска. Национальный колорит одних только коми-пермяков стоит того, чтобы в гостях регулярно бывали туристы со всей Скандинавии и более близкие соседи: вепсы, карелы, эстонцы и т. д. А ведь ещё есть и потрясающий мансийский эпос, записанный в тридцатые годы прошлого века.
Где жил чудской народ?
– Что можете сказать про легенду о чуди белоглазой, от которой якобы произошли коми-пермяки?
– Чудь – это, кстати, ещё один финно-угорский эпос. Часть коми-пермяков считает представителей этого народа своими прародителями, другая половина от этой теории открещивается. Но у туристов есть спрос на эту тему. Одна книга Василия Климова «Заветный клад» чего стоит. В ней записаны интервью конкретных людей о том, что чудь живёт здесь, рядом, буквально в лесу, за околицей, в подполье, за печкой. Её иногда удаётся увидеть. Правда, это всегда не к добру. Чем территории ближе к Гайнам, тем больше вопросы, заданные местным жителям относительно чуди, вызывают либо смущение, либо неудовольствие. Туристы затрагивают какие-то особые моменты местного этнического самоосознания.
– Понятие о чуди преломлялось в восприятии людей за прошедшие эпохи многократно. Если вспомнить XIII век и борьбу Александра Невского за Северо-Западную Русь, то есть факты, указывающие на то, что в составе Тевтонского ордена против русских воевала «чудь» – собирательное название народов прибалтийско-финской группы. Чудское озеро так названо не зря. Рассказы о чуди идут широкой полосой от Алтая, через Урал, вплоть до Северо-Западной Руси. Но чем колоритен и уникален Пермский край и коми-пермяцкие территории в особенности? Здесь эти рассказы живы, явственны, часто персонализированы. Если вы будете интересоваться чудью в какой-нибудь глухой деревне, вам могут порекомендовать двух-трёх людей, которые с чудью в своей жизни встречались. И даже не один раз. Туристу нужно погружение внутрь этой этнической системы, чтобы почувствовать её на себе, чтобы стать частью этих историй. И, пожалуй, те ощущения, которые они получают, – это самое главное.
– Но не всем так повезло с местными героями эпоса. Что делать остальным?
– Практически в каждой территории можно найти какие-то свои нематериальные ресурсы. Почти везде есть целебные источники, «места силы», я́вления. Уверен, что туристские маршруты по этим «точкам» будут работать. Даже в тех территориях, где жители считают, что лишены таких моментов, надо поискать, расспросить старожилов, узнать и собрать все известные истории. На них и приедут туристы. А вот классические ресурсы (в силу специфики современного спроса) уже работают не так эффективно.