4-8 июня в Перми в очередной раз проходит фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…». Известный дирижер и скрипач уже шестой раз подряд приезжает с концертами в столицу Прикамья. Также маэстро не забывает давать выступления и в малых городах края. К примеру, в этот раз запланирован визит в Краснокамск.
На открытии фестиваля в краевой филармонии были полностью заполнены два больших зала. В большом зале зрители могли увидеть выступление вживую, а в органном зале – бесплатно посмотреть трансляцию. Перед выступлением Владимир Теодорович ответил на несколько вопросов журналистов.
– Совсем недавно стало известно, что вы подарили качественную виолончель пермской 11-летней школьнице Маше Слащевой. Что вас толкнуло на этот шаг?
Владимир Спиваков: Маша Слащева – чудесная девочка. На открытии фестиваля «Москва встречает друзей» был номер, который просто до слез меня тронул. Выступали три девочки. Одна, из Уфы, танцевала, другая, из Санкт-Петербурга, играла на арфе, а Маша исполняла номер на виолончели. Это была композиция «Лебедь» Сен-Санса в память о Майе Плесецкой. Надо было видеть, как публика сидела и слушала. Маша – очень талантливая девочка. Поскольку мы понимаем, что у нее впереди большая жизнь, связанная с музыкой и игрой на этом инструменте, мы сделали все, чтобы виолончель стала ее личной. Я сам играю на чужой скрипке, мне ее дали в пожизненное пользование. И есть ощущение, что скрипка чудесная, но не моя. У Маши впереди большое будущее, вы о ней еще услышите.
– Вы довольно часто оказываете помощь молодым и юным музыкантам. С чем это связано?
– Мы не бросаем своих. Мы следим за развитием талантливых детей. Я купил инструмент в подарок мальчику, которому в возрасте 2 лет была сделана операция на открытом сердце. Мальчик поправился, а сейчас он – студент Московской консерватории по классу альта. Его зовут Иоанн Бердюгин. Имя такое, потому что у него отец священник, мальчик – шестой ребенок в семье. Я понимал, что сельский священник не сможет купить ребенку музыкальный инструмент.
Некоторые музыканты имеют просто кошмарные инструменты, в России это большая проблема. Многие инструменты вывезены, многие разбиты. Даже некоторые инструменты из госколлекции в ближайшие 30 лет мы не сможем вернуть. Бывшие союзные республики стали странами, попробуйте вывезти из них советские инструменты.
– Есть пополнения семей. Хорошо, когда рождаются дети. У нас специальная программа: мы поддерживаем финансово тех сотрудников оркестра, у кого больше одного ребенка.
– Почему для открытия фестиваля был выбран концерт для фортепиано на музыку Чайковского?
– Великие сочинения тем и велики, что каждый раз в них находишь что-то новое. И мы исполняем это произведение по-своему. Я его иначе вижу. Я играл много произведений Чайковского. И поэтому с Петром Ильичом мы дружим.
– Нравится ли вам пермская публика?
– Пермская публика чудесная, я очень счастлив сюда приезжать. Хорошо, что фестиваль остался, несмотря на экономические трудности в стране. Большим препятствием для нас в этот раз стал переезд из Омска. Мы 20 часов ехали на поезде. У нас в стране, помимо всего прочего, уничтожена региональная авиация. Чтобы между двумя крупными городами-миллионниками не было авиасообщения, это диковато.