Погружение в историю. Водолазы и археологи изучают судно на дне Камы

На фото корма судна. © / Уральский центр подводных исследований / Из личного архива

Синяя гладь реки насколько хватает взгляда, нависающие над берегом скалы, роняющие каменные глыбы причудливой формы к кромке воды, деревья, вцепившиеся корнями в склоны, будто пауки, ползущие наверх… Пейзаж под Хохловкой сам по себе полон загадок и тайн. Есть они и под водой. Многие жители Прикамья, решив искупаться здесь, даже не подозревают, что совсем близко – на дне больше века скрыто нечто удивительное.

   
   

Один из секретов реки решили разгадать в тандеме специалисты Уральского центра подводных исследований и Камской археологической экспедиции ПГНИУ: в этом году близ Хохловки они обнаружили 25-метровое деревянное судно. Говорить о том, что это, пока рано, осторожно отвечают на вопросы учёные, надо сначала изучить объект. Корреспондент «АиФ-Прикамье» побывал на месте вместе с исследователями.

Инспектор Гаджет отдыхает

«Здесь у нас дроны, там – «сухари», – рассказывают с улыбкой сотрудники Уральского центра подводных исследований, когда мы выходим из лодки на каменистый берег.

«Сухари?» – с недоумением «щупаю» местность взглядом, чтобы найти хоть что-то подходящее. Вскоре выясняю, что так называют гидрокостюмы: снял после погружения и сухой. На берегу – пара палаток, тут же аккуратно разложено оборудование, необходимое для исследования судна. Чего тут только нет. Начинается экскурсия со знакомства с дронами-самолётами – их два. 

Лагерь исследователей на берегу Камы. Фото: АиФ-Прикамье/ Ирина Вервильская

«Дроны самолётного типа могут преодолевать большие расстояния и снимать с воздуха огромную площадь, – рассказывает специалист по съемке с воздуха Уральского центра подводных исследований Илья Липин. – Так мы получаем данные о рельефе, координатах объектов… По результатам съёмки можно сделать точную цифровую трёхмерную модель местности. Если вода достаточно прозрачная – мы видим и рельеф дна, какие-то объекты на нём. Технология используется для подготовки исследовательских работ и поисковых операций».

Дроны - помощники исследователей. Фото: АиФ-Прикамье/ Ирина Вервильская

Тут же мультикоптер, способный поднять камеру или груз. Особая гордость исследователей – жёлтый малыш – подводный дрон. Это приспособление прямоугольной формы с гребными винтами, камерой... Он совсем лёгкий. Поднять можно без усилий. 

Подводный дрон можно использовать и летом, и зимой. Фото: АиФ-Прикамье/ Ирина Вервильская

«В Пермском крае он себя уже хорошо показал, – говорит гидроакустик Уральского центра подводных исследования Станислав Кондратюк. – Когда мы находим что-то под водой, то спускаем дрон и с его помощью обследуем объект. Получаем данные о течении, температуре воды, её прозрачности, ведём съёмку. На основе этой информации планируют погружение водолазы. Дрон можно использовать и зимой, и летом. Управляется он с пульта. Картинка поступает в режиме онлайн на смартфон».

   
   

Дрон опускают в воду и он послушно выполняет команды: плывет вперёд, назад, в одно мгновение уходит на глубину, скрываясь из виду и оставляя след из пузырей.

Также в арсенале подводные буксировщики, которые позволяют водолазам быстро преодолевать большие дистанции, и парашюты – в них нагнетают воздух, чтобы поднять на поверхность тяжёлые объекты (кстати, эту технологию можно использовать для очистки рек от крупного мусора). В списке техники и самые разные суда, в том числе –  аэролодка, способная лететь по реке со скоростью 90 километров в час. 

Тайна на дне

Водолазы уже погружались к судну. Есть и видеосъемка объекта. Но исследователи говорят, что лишь в начале пути.  

«Какой именно объект под водой обнаружен, мы скажем вам через несколько месяцев. Можно предположить, что это достаточно древнее и интересное для науки судно. Но подробности будут после комплексного исследования. Судно лежит на большой глубине в Каме, которая сама по себе представляет сложную среду. Здесь мутная вода, течение, большая глубина. Мы пока с уверенностью можем сказать только, что это парусно-гребное судно. Скорее всего, им пользовались для транспортировки грузов. Предварительная датировка – XVII – XIX века», – рассказал начальник Камской археологической экспедиции ПГНИУ Григорий Головчанский

Фрагмент судна планируют отправить на радиоуглеродный анализ. Он поможет точно датировать объект. Сколько времени это займёт – неизвестно: лаборатории (их немного) долго были закрыты из-за пандемии, сейчас к ним выстроились очереди, говорит Григорий Головчанский. А пока водолазам и археологам предстоит провести дополнительные исследования.

«Пора надевать «сухари», - слышим поблизости. Начинается подготовка водолазов к очередному погружению. Сначала нужно втиснуться в плотный гидрокостюм. Это занимает 7-10 минут. Застёгнут последний замок и последователи Жака Ива Кусто бегут к реке, чтобы поскорее прыгнуть в воду и охладиться: в 30-градусную жару находиться в таком костюме под солнцем то же самое, что медленно запекаться в духовке.  Зато на дне, где температура намного ниже, они защитят от переохлаждения.

«Плюх! Плюх!» – над водой маячат только две макушки. Лица расплываются в довольных улыбках. Охладились? Теперь нужно взять остатки оборудования и самое главное – проверить и надеть тяжёлые акваланги. Водолазам помогает команда. За спиной у каждого подводника появляется по два баллона. Подняться и дойти до реки с ними без помощи сложно. Впереди ювелирная работа.  

«Любое неосторожное движение под водой может привести к тому, что поднимется ил. Тогда ничего не будет видно, – поясняет руководитель подводных работ Уральского центра подводных исследований Анатолий Марков. – А наша цель – собрать побольше данных. Вообще, это просто удивительно, когда ты видишь объекты, прежде скрытые ото всех. Появляется искорка, которая помогает сохранить интерес к своему ремеслу».

Погружаться будут две группы по два человека. Задача – как можно точнее измерить судно и его отдельные фрагменты. Водолазы отправляются на лодке в пункт назначения.  Цель отмечена на воде красными буйками – ранее по одному прикрепили к носу и корме судна. Мы плывём следом. Снова два всплеска. Через пару мгновений водолазы будут на месте. Остальным же остаётся только ждать (и завидовать)...

Цель отмечена красными буйками. Фото: АиФ-Прикамье/ Ирина Вервильская

«Вон они!» – слышим минут через 20. Над водой действительно появляются две головы.

«Видимость практически нулевая, температура воды около 15 градусов, – рассказывает, подплыв к нашей лодке, сотрудник Уральского центра подводных исследований Максим Пивоваров. В лучах солнца поблескивает нож, закреплённый на руке – это на случай, если водолаз запутается в расставленных рыбаками сетях. – Удалось измерить некоторые элементы. Длина судна примерно 25 метров, а ширина – 5–6. Практически всё оно (точнее то, что от него осталось) в иле. Разрушения достаточно сильные, поскольку судно давно лежит. При этом видно, что оно старой постройки».

Это можно понять и по кадрам, снятым в реке: в зеленоватой воде луч фонаря то и дело выхватывает из темноты массивные детали судна. Во время просмотра мысленно будто пытаешься сложить из них пазл и понимаешь, в чём трудность исследования.

Только начало

Судно под Хохловкой обнаружили, когда проводили первоначальное обследование рек Пермского края с помощью техники. Отчасти помогли и газеты: раньше, чтобы получить страховку после крушения судна, владельцу нужно было опубликовать статью, указав, что, где и когда произошло.

«У нас течёт Чусовая, которая пересекает хребет Уральских гор, она впадает в Каму, а Кама – в Волгу. Получается длинный транспортный путь, который используется по сей день, – говорит Григорий Головчанский. – Люди селились на берегах прикамских рек, начиная с каменного века, передвигались по ним. Поселения, городища, селища, могильники – все древние памятники так или иначе привязаны к водным артериям. Надземная археология – ею в Пермском крае занимаются с XIX века – может похвастаться потрясающими открытиями. А вот подводная часть региона не изучена совершенно. Но сейчас у нас появились технические возможности для этого».

Находка судна – маленькая иллюстрация к большой программе по изучению рек Прикамья, которая сейчас только формируется. Первые полевые выходы были нужны для того, чтобы выяснить, в каком направлении двигаться, как вести поиск и изучение объектов. По итогам исследований планируется издать книгу «Кама и притоки» с реестром затонувших судов, где опишут все найденные объекты.

Однако под водой скрыты не только древние суда.

«Камское водохранилище, которое было создано в 50-е годы прошлого века, затопило многие прибрежные районы, – поясняет Григорий Головчанский. – Камская археологическая экспедиция, созданная в 1947 году, должна была осуществлять поиск и аварийные раскопки тех памятников, которые оказались под водой. Тогда экспедиция сделала очень много, но далеко не всё. Значительная часть памятников осталась затопленной».

Примеры: историческая часть Добрянки, Орёл-городок (центр Строгановской вотчины) близ Березников... 

Конечно, исследователям пригодилась бы финансовая помощь властей. Под Хохловкой побывали глава министерства территориального развития и министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии. Судя по всему, остались под впечатлением. Получат ли помощь учёные Прикамья – пока неизвестно.

А теперь главные вопросы: поднимут ли на поверхность судно, которое лежит на дне под Хохловкой, и могло ли оно принадлежать Ермаку, завоевателю Сибири, как предполагали ранее некоторые СМИ?

«Подъём судна – это очень трудоёмкий, непростой и дорогостоящий процесс. Есть ли в этом смысл, покажут исследования. Если это струг XVII века, конечно, его надо поднимать, – считает Григорий Головчанский. – Что касается Ермака: что ему здесь было делать? Это точно не судно Ермака».