Сочетание разного: экскурсия по трём выставкам PERMM

Татьяна Титова / АиФ

Для пермского музея современного искусства насыщенная программа не редкость, но вот сочетание разносоставных выставок, которые проходят сейчас, достаточно интересный феномен. На первом этаже PERMM представлен текстиль в работах современных художников «Корни/вещи», второй этаж заняла выставка индустриальной фотографии «Работа в чёрном», а третий этаж стал площадкой для демонстрации международного проекта «Хроники изоляции».

   
   

Как текстиль теряет свою бытовую привычную функцию и превращается в полноценное художественное высказывание? Как трансформируется документальная съёмка в камере молодых фотографов? Как, несмотря на изоляцию, искусство способно стереть границы между людьми и континентами? Читайте в материале «АиФ-Прикамье».

«Хроники изоляции»

Нетрудно догадаться, какой теме посвящен международный проект российского художника Владимира Потапова и франко-немецкого живописца Эммануэля Борнштейна «Хроники изоляции» – пандемия и, как её следствие, самоизоляция.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Согласно описанию проекта, ежедневно, начиная с 20 марта 2020 года, Потапов и Борнштейн фиксировали на бумаге и холсте окружающие их в квартирном заточении предметы, вылазки в магазин за продуктами, сцены из семейной жизни, переживания за дальних друзей в других городах. В условиях изоляции художники вели диалог в сети – выкладывали в Facebook и Instagram снимки своих живописных работ, добавляя комментарии и реакции на посты друг друга.

Как отметила гид музея PERMM Мария Мельничук, «Владимир Потапов в своих работах больше сконцентрировался на том, что он видит каждый день. Привычные вещи (будь то счётчик или раковина) получили совершенно другое звучание в период самоизоляции. Эммануэль Борнштейн же в своих работах выражает больше мнение общественное, государственное».

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Хорошо иллюстрируют слова Марии Мельничук работы художников на пятой неделе изоляции. Один и тот же день люди с разных уголков Земли переживают по-разному: Владимир Потапов с семьёй наблюдает за тем, как распускается одуванчик, тем временем Эммануэль Борнштейн сосредоточился на выступлении Ангелы Меркель.

Посетить эту выставку Мария Мельничук советует самостоятельно. Многие вещи, по её словам, найдут отклик в ваших воспоминаниях.

   
   
Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«Работа в чёрном»

Фотовыставка представлена работами шести авторов, исследователей-«сталкеров»: Ивана Козлова, Григория Скворцова, Владислава Тимофеева, Евгения Тюрина, Дмитрия Фролова и Ярослава Чернова.

«Здесь мы видим своеобразную рефлексию на тему города. При этом у всех авторов абсолютно разный взгляд на вещи: если у Ивана Козлова взгляд поэтический, то, например, у Владислава Тимофеева – краеведческий», – пояснила Мария Мельничук.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова


Тематически выставка разделена на несколько блоков. Одной из важнейших тем для фотографов, которые занимаются индустриальной фотографией, является городская промышленность, поэтому неотъемлемой частью выставки стали снимки заводов и фабрик, многие из которых сейчас не функционируют.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Ещё одна актуальная тема – навигация. Сегодня промышленная и туристическая навигация Перми имеет не такие масштабы как в советское время. Эта мысль находит выражение в фотографиях с кладбища пароходов.

Частью выставки стили и огненные фотографии с фаер-шоу. Этот блок посвящён местам города, которые превращаются в культурные площадки. О том, как природа ассимилирует объекты, которые раньше были «живыми»,  действующими, заставляют задуматься фотографии заброшенных мест и городов, которые утратили своё значение.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова


Каждый блок так или иначе повествует о разрушении того, что когда-то было создано человеком. По словам Владислава Тимофеева, ценность этих снимков для него состоит в передаче мгновения, сохранении памяти. Некоторые объекты съёмки существуют только в формате изображения. В реальности их уже нет.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«Корни/вещи»

Ежегодно музей современного искусства организует выставки из своей коллекции. Всего в хранении PERMM находится около полутора тысяч произведений. Нынешняя выставка демонстрирует все формы современного текстиля в искусстве. Частые гости музея могут узнать некоторые работы. В чем концепция и уникальность именно этой выставки?

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«По мнению авторов, текст и текстиль – это вещи однокоренные. Нити переплетаются в ткани, также и наши слова, переплетаясь, создают тексты. При этом корни и вещи мы можем трактовать по-разному. С  одной стороны, корень, текст и ткань близки по своей структуре. С другой стороны, любая бытовая вещь, которая нас окружает – это корень нашего существования. Мы обрастаем этими корнями на протяжении всей жизни и у каждого человека эти корни свои», – рассказала гид музея PERMM Мария Мельничук.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

На выставке представлены произведения авторов разных возрастов, национальностей и культур. Здесь и шинели маститого художника Владимира Цветкова, и вышивки молодого художника-миллениала Аси Маракулиной, и маленькие онгоны (культовые фигурки людей и животных) художницы из Удмуртии Зои Лебедевой.

Немалая часть выставки «Корни/вещи» отведена карпешам (молитвенным коврикам) казахского художника Сергея Алибекова. В его работах отражены политические, государственные и социальные мотивы. В карпешах легко угадываются сюжеты различных флагов, которые сливаются в одно общее полотно. Можно предположить, что полотно отражает разнородность населения мира, а также разглядеть тему стирания границ, так как сегодня наш быт наполняют вещи различных производств и стран.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Прочувствовать замысел выставки позволяют и работы Александра Агафонова из серии «Предметы присутствия». Гостей нижнего этажа встречают, казалось бы, обычные куртки. Но стоит узнать, что на изнанке этих курточек изображены места, в которых последний раз видели людей, пропавших без вести, они приобретают совершенно новый смысл.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«Автор показывает утилитарную личную вещь, которая обозначает человека и в то же время его отсутствие. Как и многие в современном искусстве, Александр Агафонов не даёт оценок и интерпретаций. Он лишь рассказывает, что это верхняя одежда и место, где человека видели последний раз. Всё остальное мы можем домыслить и прочувствовать сами», - прокомментировала Мария Мельничук.

Выставки «Корни/вещи» и «Работа в Чёрном» будут открыты для посещения до 7 ноября, проект «Хроники изоляции» – до 3 октября. Вход в музей платный.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова