«Почему дети обычно такие умные, а родители, как правило, нет? Как видно, потому, что дети ходят в школу», – иронизировал писатель Александр Дюма-сын.
В XIX веке, когда жил и работал французский драматург, среднее образование уже было неплохо развито, как в Европе, так и в России. В далёкой от Франции Перми, в 1883 году, в первый раз и сразу во второй класс Пермской классической мужской гимназии имени Александра I поступил Сергей Дягилев, который через много лет прославил на весь мир русское искусство.
Учеником Серёжа был хоть и не слишком прилежным, но находчивым и определённо талантливым. Как и где учился будущий создатель «Русских сезонов» и какое образование он получил?
Блестящее начало
Серёжа всегда был сообразительным мальчиком, да и окружали его образованные и талантливые люди. Семейство Дягилевых пользовалось большим уважением, они создали музыкальный кружок, благодаря чему в их доме собирались самые известные горожане. В том числе и педагоги. Это было очень полезно юному Серёже. Во-первых, его учили музыке. Сначала любимая мачеха Елена Валерьяновна и дядя, Иван Павлович. Затем – Эдуард Даннемарк, который также был его репетитором по немецкому языку. Французскому языку и литературе Сергея учил гувернёр – молодой француз Пьер Морис. У мальчика было ещё несколько репетиторов, которые готовили его к вступительным экзаменам в гимназию. В результате, экзамены он сдал блестяще, поступив сразу во второй класс Пермской классической мужской гимназии.
Гимназия тогда была старейшим учебным заведением в городе, в том году ему исполнялось 75 лет. Мужская классическая гимназия находилась на пересечении Петропавловской и Сибирской. В 1871 году она стала классической, получила название в часть императора Александра I. Здесь стали изучать греческий и латинский языки, в гимназии создали подготовительные классы, ввели классных наставников.
«Мамочка, пойду я в гимназию в понедельник или во вторник?»
Как раз в тот год, когда Сергей поступил в гимназию, была коронация нового императора – Александра III. Это событие широко отмечали не только в столице, но в Перми. Весь город был освещён огнями. В день коронации, 15 мая в 21.00, в гимназии перед вензелем Их Величества у здания мужской гимназии пел большой сводный хор учащейся молодёжи, исполнивший «Народный гимн» и «Славься». То же самое повторялось у нескольких зданий, украшенных императорскими вензелями. Серёжа тогда ещё не был учеником гимназии, но мечтал пойти на занятия. Он писал своей мачехе из Бикбарды: «Мамочка, пойду я в гимназию в понедельник или во вторник? И ещё – буду я здесь брать урок Кабеллы или совсем не буду?».
Эдуардо Кабелло – ещё один его учитель. Уроженец Генуи, выпускник Миланской консерватории, он приехал в Пермь в театральный сезон 1882/83 с итальянским оркестром. Он стал участником музыкального кружка Дягилевых, давал частные уроки музыки и пения. Олег Брезгин, исследователь жизни Сергея Дягилева пишет в биографии знаменитого импресарио, что среди учеников Кабеллы был бас-баритон Александр Альтшуллер. Александр в те годы пел под аккомпанемент юного Сергея. Позже он стал известным артистом оперы, режиссёром, педагогом. Кабелла открыл в Перми первую музыкальную школу. Много позже, в 1906-08 годах он дирижировал выпускными спектаклями Театрального училища на сцене Мариинского театра, которые ставил «дягилевский хореограф» Михаил Фокин. Партии исполняли «звёзды» «Русских сезонов» Вацлав Нижинский и Лидия Лопухова.
«Барич»-гимназист
Ещё в гимназические годы Сергей Дягилев умел производить впечатление. Олег Брезгин в своей книге приводит воспоминания Иосифа Васильева (Израэльсона), который учился в гимназии вместе с Дягилевым:
«Не по летам и несоответственно с классом он был образован и развит. Он знал о вещах, которых мы, сверстники и одноклассники, никакого понятия не имели: о русской и иностранной литературе, о театре, музыке. Он свободно и хорошо говорил по-французски и по-немецки, музицировал. С внешней стороны он также сильно от нас отличался. К нему, в противоположность нам, необыкновенно подходило слово «барич». Серёжа Дягилев казался исключением и большинство из нас смотрело на него снизу вверх. Таким же исключением он был для учебного персонала».
Одновременно с ним учился в будущем известный писатель Михаил Осоргин. Но никаких воспоминаний о Дягилеве он не оставил.
«Грек вчера сказал мне...»
Серёже позволялось то, о чём другие гимназисты не могли и мечтать. Объяснялось это очень просто – многие учителя гимназии посещали репетиции музыкального кружка или концерты в доме Дягилевых.
«Нередко, придя в класс, Серёжа говорил: Сегодня меня спросят из греческого...Почему ты так думаешь? Грек вчера был и сказал мне...». И так и происходило», – писал Васильев.
Эдуард Эдуардович Деннемарк, который учил Серёжу немецкому, был особенно близок Дягилевым. Про него ученик писал вот такие, не очень почтительные, стихи:
Деннемарк меня спросил
За ответы похвалил
Не занёс оценки он,
Потому что он – дракон.
Через год после поступления Серёжи в гимназию директором стал магистр Казанской духовной академии Яков Алфионов, автор книги «Император Юлиан». Историю и географию преподавал Александр Дмитриев, который опубликовал немало важных исторических трудов о Прикамье. Рисованию, черчению и чистописанию учил выпускник Питерской академии художеств Африкан Сидорович Шанин. У него была обидная кличка Африкашка, однако на самом деле гимназисты его очень любили. Кстати, Шанин по заказу Дягилевых написал копию картины Мурильо «Непорочное зачатие» (из коллекции Эрмитажа).
«Что-то я очень расчувствовался»
Серёжа Дягилев был одним из тех учеников, которые вспоминают об учёбе только когда надо идти на занятия. В итоге класс он приходил совершенно неподготовленным. Но ему было кому помочь. Зато внеучебная деятельность, как бы сейчас сказали, удавалась ему с блеском. Он хорошо сориентировался в гимназической жизни и организовал представление при участии учеников и преподавателей. Ели бы у него был выбор, ходить на занятия или на спектакли Городского театра, он бы долго не думал – гимназию бы вряд ли посещал. Серёжа, вопреки принятым тогда правилам, сидел не на галёрке (как гимназист), а в первых рядах партера и посещал вечерние спектакли. На это смотрели «сквозь пальцы», ведь его дед некогда дал крупную сумму на строительство театра.
Творчество всегда было ему ближе. В 1888 году он, тогда ученик шестого класса, выступил на литературно-музыкальном вечере в мужской гимназии. Пел, играл пьесы Шопена и Рубинштейна. Через два года в актовом зале Мариинской гимназии на литературно-музыкальном вечере вместе с оркестром Пермского музыкального кружка исполнил первую часть концерта для фортепиано Роберта Шумана (Allegro) и аккомпанировал в Заздравном хоре из оперы Даргомыжского «Русалка». «Пермские губернские ведомости» отметили прекрасное исполнение многих номеров.
Хоть учёбой Сергей Дягилев и не был увлечён, о гимназических годах в Перми он всё же вспоминал.
«Конечно я не хотел бы чтобы они снова вернулись, но всё-таки в воспоминаниях о гимназии у меня осталось столько родного чего-то, такого, что, я уверен, не повторится. Положим, это всё оттого, что «всё хорошо, что хорошо кончается». Подумаешь о классах, товарищах. Ведь все они почти здесь, но здесь уже что-то не то, они какие-то другие, интересы нужды и товарищеская семья расстроена. Ну, что-то я очень расчувствовался», – приводит его слова Олег Брезгин в своей книге.
Какими были гимназии во второй половине XIX века?
По «Уставу гимназий и прогимназий», принятом в 1864 году, гимназии разделили на классические и реальные.
Классические давали необходимые знания, необходимые для поступления в университеты. Собственно, главной задачей была подготовка к поступлению в классические вузы. Древние языки (латынь и древнегреческий), история, русский язык и словесность, законоведение. Преподавали также естествознание, математику, физику.
Выпускники реальных гимназий могли поступать только в высшие технические учебные заведения. Основная часть обучения была отведена предметам естественно-математического цикла.
Гимназии были мужскими, но как раз в этот период начали открываться и женские средние учебные заведения.
Кстати
В год 150-летия Сергея Дягилева «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив оцифровал наследие семьи Дягилева. Прогуляться в формате 3D-тура по «Дому Дягилева» в Перми, посмотреть фотографии из родового гнезда семьи в Бикбарде, а также увидеть редкие экспонаты мемориального музея можно на сайте «Неизвестный Дягилев»: https://dyagilev.perm.aif.ru/