Ссыльные традиции Ныроба. Где сидели дядя царя и маршал Ворошилов

Любовь Погодина / АиФ

Ныроб – небольшой посёлок городского типа на севере Пермского края. Добираться до него долго – он расположен в 350 км от Перми. Но туристы здесь бывают часто. Особенно много паломников.

   
   

Экскурсию по Ныробу, который уже насчитывает около 400 лет «ссыльных» традиций, для «АиФ-Прикамье» провёл известный пермский краевед и писатель, соавтор книги «Ныроб» Владимир Гладышев.

Цепи дяди царя

«Прикамье – мистическое место для семьи Романовых, – считает Владимир Фёдорович. – В разгар Смутного времени в Ныробе по приказу Бориса Годунова был замучен дядя первого русского царя Михаил Никитич Романов (который мог стать первым Романовым на престоле). А в 1918 году в окрестностях Перми большевики казнили Михаила Александровича Романова, брата Николая II (формально последнего российского императора)».

Годунов устроил суд над пятью братьями Романовыми, опасаясь претендентов на престол. Всех отправили в ссылку за колдовство.

Михаила Никитича выслали в 1601 г. в  деревеньку Ныроб, поместили в яму и заточили  в железные оковы: «…на сем невинном страдальце были железа 1 п (пуд) 39 ф (фунтов), ручные железа 12 ф (фунтов), кандалы или ночные железа 19 ф (фунтов), замок 10 ф, всего 3 пуда».

Сейчас на этом месте установлена часовенка. Как заходишь в неё, по левую сторону – спуск в эту яму.

Яма, в которой погиб Михаил Романов, находится под часовней. Фото: АиФ/ Марина Сизова

«Сейчас она, конечно, выглядит по-другому, – говорит  экс-руководитель Центра памяти М. Н. Романова Николай Гуляев. – Её расширили, она выше и, скажем так, комфортнее. Укрепили стены, пол, потолок. Люди сюда приносят иконки, свечки, а кто-то оставляет съестное – конфеты. Наверное, потому, что он голодал. Михаила Никитича подкармливали местные дети по наущению своих родителей. Они делали вид, что играют, а сами втайне от охранников спускали ему еду, пользуясь стволами растений, которые выглядят как полые трубочки – коми-пермяки их называют пиканами. Несколько жителей из-за этого наказали».

   
   

Проведя почти год в сырой холодной яме, ныробский узник скончался. Он мог умереть от невыносимых условий содержания. Но есть версия, что его задушили охранники, которым надоело томиться в таёжной глуши и ждать смерти Михаила. 

«Сохранились оковы опального боярина. И существовало такое поверье: приложиться к ним с горячей молитвой или надеть их на себя, можно излечиться от любого недуга. Сейчас оковы выставлены в Центре. Многие верят, что именно те», – говорит Гуляев.

Романова похоронили в Ныробе, а позже тело перевезли в Москву. 

После воцарения на престол рода Романовых в 1613 г.  жители за помощь дяде царя получали разные привилегии, были освобождены от налогов. Сам же Ныроб стал местом паломничества богомольцев со всей страны.

«После смерти Михаила в Ныробе стали строить храмы, – рассказывает Владимир Гладышев. – Сначала деревянные (несколько раз горели, не сохранились), потом каменные. Возведение в Ныробе двух храмов – летнего Никольского и зимнего Богоявленского и отдельно стоящей колокольни – ознаменовало появление  духовного центра Зачердынья».

Никольская церковь. Фото: АиФ/ Марина Сизова

Особо отмечают в Ныробе Николины дни (9 мая – Летний Никола, 6 декабря – Зимний Никола, по старому стилю). Пользуется популярностью у туристов Никольский источник, считающийся святым.

Ссылка Ворошилова

Одно время Ныроб даже думали назвать в честь Ворошилова. Центральная улица Ныроба носит имя Клима Ворошилова. Мост километрах в 10-12 от посёлка через речку Низьву называют Ворошиловским.

В центре посёлка, недалеко от Романовской часовни, ещё недавно стоял дом-музей Ворошилова (открылся в Ныробе в 1981 г., сгорел в начале 1990-х).

В этом доме местной жительницы Анастасии Ивановны Пономарёвой и жил в 1913 г. молодой революционер Климент Ефремович Ворошилов, отбывавший очередную свою ссылку. В Чердынский уезд его выслали на два года.

Клим Ворошилов Фото: Фотофакт «АиФ»

Это была типичная деревянная двухэтажная крестьянская изба – с русской печью, ткацким станком, простой утварью. Ссыльный расположился в южной верхней половине дома. Какое-то время здесь жила и его невеста, приехавшая из Украины вслед за женихом.

«Во время этой ссылки он женился, обвенчался в сельской церкви в Камгорте (в 20 км от Ныроба) с «мещанкой еврейкой Гитлей Горбман 26 лет», как записано в метрической книге Введенской церкви, – рассказывает Владимир Фёдорович. – Иначе им нельзя было находиться вместе. После того как подруга, бывшая иудейкой по вероисповеданию, приняла православие, она стала Екатериной Давыдовной».

Прожил Ворошилов в Ныробе недолго и в своё удовольствие.

«Ходил по грибы-ягоды, летом помогал жителям на сельхозработах. За такое активное общение с крестьянами (вёл пропаганду!) ссыльного и переместили в село Пянтег», – продолжает рассказ Гладышев.

Вместо двух лет Ворошилов пробыл в ссылке лишь год. В 1914 г. борец с царским самодержавием был освобожден по амнистии… в честь празднования 300-летия Дома Романовых.

Иосиф Сталин с женой Надеждой Аллилуевой и Климент Ворошилов с женой Екатериной. Фото: Public Domain

«Много позже, находясь на вершине власти, Ворошилов, уже будучи ближайшим соратником Сталина, «первым красным офицером», поддерживал  связь с трудящимися края, – рассказывает Гладышев. – Из московской приёмной всесоюзного старосты в далёкий чердынский край не раз прилетали приветствия по случаю красных дат в календаре и благодарности за поздравления с юбилеями. Конечно, эти приветы наркома публиковала местная районка, по такому поводу проводили торжественные собрания и т.п.»

А в начале 1930-х, когда в Ныробе в доме Пономарёвой открылся мемориальный музей, бывшая хозяйка квартиры (ей построили новый дом) по приглашению семьи Ворошиловых три дня гостевала в их семье.

«Что любопытно, после смерти Сталина освобождённые по амнистии заключённые, проходя мимо дома-музея Ворошилова в Ныробе, снимали шапки. Под указом об амнистии ведь стояла подпись К. Е. Ворошилова. Первое время этот указ в народе так и называли – ворошиловский», – отмечает Владимир Фёдорович.

Благодарные ныробчане дважды, в 1935 г. и 1954 г., пытались переименовать своё село…в Ворошилов.

Ныроблаг и ссыльные традиции

Рядом с древними храмами в центре Ныроба стоит поминальный крест в память репрессированных, пострадавших в советские времена.

В  эпоху первых сталинских пятилеток и индустриализации страны для строительства  новых заводов был необходим лес.  В конце 1930-х годов был создан один из крупнейших лесозаготовительных лагерей ГУЛАГа – Усольский, чуть позже – Ныробский, после войны – Кизеловский. 

«Учреждение было создано приказом по НКВД № 01 от 4 января 1945 г. На июль 1945 г. в Ныроблаге числились 13 414 заключённых», – рассказывает Гладышев.

И сейчас в Ныробе находится колония. Ныробчане шутят: кто-то там работает, кто-то там сидел (освободившись с зоны, многие остаются в посёлке).

Тюремными заборами, тянущимися на несколько километров, никого не удивить – они здесь прочно вписаны в ландшафт. Не будет колонии, не будет посёлка – констатируют местные жители.

Фото: АиФ/ Любовь Погодина

КСТАТИ

Откуда такое название населённого пункта?

По одной из версий, от коми-пермяцких слов «ныр», что в переводе на русский означает нос, «ыб» – поле.

«Среди первых поселенцев значится Иванко Нос. Фамилия трансформировалась в Носов, и по сей день она встречается в посёлке, – говорит Гладышев. – Составное имя селения можно трактовать и по-иному: клочок земли, отвоеванный человеком у тайги, чаще всего был небольшим, с воробьиный нос».

По документам, деревушка Ныробка упоминается первый раз в 1579 г. в писцовой книге Ивана Яхонтова (это первая перепись населения Перми Великой).

«Если верить археологам, то данную местность человек начал осваивать ещё в ХIII в., – рассказывает краевед Владимир Гладышев. – К самым древним археологическим памятникам относятся Ныробское селище (на правом берегу речки Ныробки), Подбобыкское святилище  железного века, известное с конца XIX в., и стоянка древних охотников и рыбаков, обнаруженная пермским археологом Владимиром Денисовым в 1957 г. возле д. Подбобыка. Стойбищу примерно 3,5 тысячи лет».

Фото: АиФ/ Любовь Погодина

ЧТО ЕЩЁ ПОСМОТРЕТЬ?

Искорское городище и Узкая улочка


В городище можно добраться от посёлка Ныроба или села Искора на своей машине либо на такси. Оно располагается на холме высотой примерно 50 метров почти посерёдке между посёлком и современным селом с одноимённым названием.

«Из» – камень, кар – город, в переводе с коми языка на русский, Искор – это каменный город. На городище уже около 200 лет ведутся археологические раскопки.

По мнению археолога Григория Головчанского, с одной стороны, здесь могло быть городище, то есть укреплённое поселение с княжеской резиденцией. С другой стороны, это явно святилищный комплекс, где совершали языческие обряды местные жители.

Этот памятник использовался сначала в языческой традиции и культуре местных финно-угорских народов, а позже стал культурно-религиозным центром христианства.

Рядом, в 150 метрах на юг от городища, расположен природный памятник – скала «Узкая улочка» с двумя расщелинами, собственно Узкой и Широкой «улочками».

По словам археолога Павла Корчагина, вытянутая форма Искорского холма и весьма характерный вид на окруженную растительностью «Узкую улочку» «несомненно символизируют мужской и женский детородный органы и неизбежно вызывают соображения о культе плодородия».

Существует поверье, что поднявшемуся по «Узкой улочке», в сторону которой вытянулся Искорский холм, прощаются все грехи, а спустившийся по уже Широкой улочке человек рождается заново.