Автодилеры переключили внимание на машины с пробегом

Доля подержанных авто в общих продажах у всех ведущих дилеров в прошлом году превысила 60%. В отсутствие централизованных поставок новых машин авторитейлеры массово переключили внимание на вторичный рынок.

   
   

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») на основе данных «АвтоБизнесРевю» провели анализ того, как в прошлом году менялась динамика продаж автомобилей у ведущих дилерских холдингов.

Анализ показал, что 60-80% продаж автомобилей ведущих дилеров обеспечили в прошлом году машины с пробегом. Но если в прежние годы основным источником наполнения складов авторитейлеров был trade-in, то с «усыханием» этого канала в 2022 году официальные салоны стали активнее заниматься более сложными и затратными процессами выкупа машин с улицы. Быстро отладить эти механизмы получилось у немногих.

Через официальные салоны в нашей стране до сих пор продаётся лишь малая часть автомобилей с пробегом – около 9%. И по прогнозам экспертов несмотря на активные попытки дилеров по расширению этого бизнеса официальные авторитейлеры в 2023 году вряд ли помогут занять более  11-12% рынка.

В частности, в марте-апреле прошлого года на волне обесценивания рубля многие дилеры закупили автомобили по высоким ценам. Когда к лету курс стабилизировался и начал снижаться, спрос на новые авто замедлился и машины на складах просто «зависли» на 3-4 месяца.

Это стало одной из причин того, что общий объём продаж первой десятки ведущих авторитейлеров снизился с 305 тысяч машин в 2021 году до 208 тысяч в 2022 году. Среди 40 крупнейших автомобильных холдингов более 10 тысяч подержанных машин смогли реализовать всего восемь компаний.

В целом, согласно прогнозу прошлого года, список ведущих дилеров, специализирующихся на продаже автомобилей с пробегом в 2022 году заметно изменился. В топ-10 вошли три новых игрока и 8 из 10 компаний изменили свои места в рейтингах. При этом для всех ведущих авторитейлеров подержанные машины стали составлять в среднем 60-80% продаж в «штуках» по сравнению с 30-40% по рынку годом ранее.

   
   

Так или иначе, но лидером по реализации автомобилей с пробегом осталась компания «Рольф» (74 193 автомобилей). Относительно 2021 года её продажи уменьшились на 20%. В компании связывают это с общим снижением спроса на рынке и ростом цен.

Но результат лидера все равно более чем в 2,5 раза выше по сравнению с ближайшим преследователем – «Ключавто» (29,1 тысяча автомобилей - 33%). Этот региональный авторитейлер, в арсенале которого более сотни торговых точек, в 2022 году уделил внимание развитию каналов параллельного импорта. Но больше задействовал их для наполнения складов новых машин.

На третью строчку рейтинга переместился дилер «Фреш Авто» (28,7 тысячи авто, + 2% к 2021 году). При этом компания традиционно продолжала специализироваться в основном на перепродаже подержанных машин (процессы выкупа с рынка уже были хорошо отлажены в прошлые годы). Помимо своих машин компания стала продавать автомобили дилеров-партнёров, выставляя их на собственном маркетплейсе.

Почти на треть (до 13,9 тысячи автомобилей) нарастила бизнес по продаже машин с пробегом краснодарская компания «Юг-Авто». Такой успех позволил ей переместиться в рейтинге с 14-й на четвертую позицию. Ниже в топ-10 по «штукам» расположились дилеры, которые перепродали в 2022 году в среднем 9-12 тысяч автомобилей пробегом: «Автосеть.РФ», «Агат», «АвтоГермес», «Автохолдинг РРТ», «Форвард-Авто» и Inchcape, переименованный в связи со сменой собственников в «БорисХоф».

«Большая часть автомобилей с пробегом по-прежнему продается в нашей стране, минуя официальные салоны. Так, общий объем рынка, рассчитанный на основе перерегистраций автомобилей в ГИБДД, в 2022 году составил порядка 5,9 миллиона машин. В то же время через официальные салоны прошло лишь около 9% из них. Чтобы салоны в России смогли продавать до трети машин с пробегом, выставляемых на продажу, как это происходит в некоторых странах Европы, нашему ритейлу нужны прежде всего изменения в законодательстве. Самые важнейшие из них по-прежнему остаются пока нерешёнными: это ответственность за скручивание пробега и отмена двойной уплаты НДС при официальном обмене автомобилями между юридическими лицами», - комментирует ситуацию Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие».