Эксперты «Открытие Авто» проанализировав результаты декабря и 2022 года на авторынке, выяснили, что за первый месяц зимы было реализовано 64,1 тысячи легковых и внедорожников, что на треть больше, чем в ноябре и катастрофически ниже (-50,2%), чем в декабре в 2021г..
Стабилизация в конце года
Эти результаты лучшие после весеннего обвала рынка и совпал с годовым прогнозом и составил 687 тысяч новых автомобилей, но почти на миллион меньше, чем в 2021-м. Западные, а также азиатские марки постепенно становятся исчезающим видом. Не рухнуть еще сильнее рынку помогли стабильные сделки по трем машинам Lada, модели которой заняли весь топ самых продаваемых машин.
«Традиционно самый результативный на авторынке месяц года – декабрь – почти не нарушил эту традицию и в 2022г. С марта прошлого года наш рынок живет в той парадигме, где привычные прежде продажи по 150 тысяч машин в месяц считаются недостижимыми. А потому, с одной стороны, результат декабря 2022 года, превысивший 60 тысяч а/м, может давать повод для оптимизма. С другой – объем рынку продолжили создавать лишь три отечественных и столько же китайских марок.
В этом свете нет ничего удивительного, что общие результаты продаж года оказались ниже, чем когда-либо в нынешнем столетии», - отметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
Падаем в «штуках», растем в долях
Глядя на тройку марок-лидеров по итогам года, кажется, что никаких драматических событий в бизнесе не происходило. Как и в 2021г., пьедестал популярности занимают Lada и расположившиеся на ступеньках ниже Kia и Hyundai. Отечественная марка нарастила свою долю до 27%, это на 6 п.п. выше, чем год назад, а по итогам декабря преимущество Lada оказалось выражено наиболее ярко – марка получила 37,5% рынка. Однако в «штуках» за год было реализовано 188,6 тысячи машин, почти вдвое (-46%) меньше, чем в 2021г.
Самая популярная модель – Lada Granta. По сравнению с прошлым годом ее продажи сократились относительно незначительно – до 95,9 тысячи а/м (-14%). Также, завод смог восстановить производство двух моделей семейства Niva – Travel и Legend: суммарно владельцев нашли 38,8 тысячи этих машин (-24%). Продажи модели Vesta (29,2 тысячи; -74%) в течение года держались только на запасах с начала года.
Практически в рамках той же парадигмы благодаря запасам с заводов в Санкт-Петербурге и Калининграде, продавались в России две корейские марки. Дилеры Kia смогли реализовать 66,1 тысячи машин (-68%), Hyundai – 54,8 тысячи а/м (-67%). При этом Kia Rio (24,7 тысячи машин (-70%) смогла удержать звание лучшей иномарки.
В свою очередь, бизнес большинства европейских и японских концернов также сжимался или совсем закрывался. Уход брендов был относительно спокойным. Громко «хлопали дверью» лишь некоторые. Так, Renault (39,6 тысячи машин за год; -70%) и Toyota (19,6 тысячи; - 80%) едва хватило спрятанного на площадках товара, чтобы удержаться в десятке самых продаваемых марок.
Volkswagen и Skoda в 2022-м не смогли каждый продать и двадцати тысяч машин, сократив тем самым объемы сбыта на 80%. Nissan (14,7 тысячи а/м; -71%) последовал примеру Renault. Более двадцати других массовых марок последние месяцы прошлого года продавали машины лишь десятками. Естественно, что в цифрах годовой статистки все эти бренды получили падение бизнеса на 70-80%.
В премиальном классе по итогам года ситуация и вовсе оказалась, пожалуй, самой плачевной. Традиционные лидеры этого сегмента, Mercedes-Benz и BMW, продали всего по 9,4-9,6 тысячи машин. Сжатие объемов бизнеса оказалось более чем четырехкратным. Больше других сократились продажи Lexus - до 1,8 тысячи а/м, то есть почти в 10 раз, но эта марка наиболее часто ввозилась в Россию благодаря параллельному импорту.
В совсем другой ситуации оказались «китайцы», которые уверенно, хоть и в меньших по сравнению с прошлым годом объемах, продавали свою продукцию. Все вместе взятые китайские бренды реализовали в 2022 г. году 123,5 тысячи машин, то есть примерно столько же, сколько в 2021г.