Больше половины предпринимателей России исключают закрытие своего бизнеса

Большинство российских предпринимателей (56%) сохраняют устойчивое состояние своего бизнеса и готовы получать новые знания.

   
   

За последний год финансовое положение 40% бизнесменов не изменилось, а 18% смогли его улучшить. 60% предпринимателей исключают закрытие бизнеса в ближайшее время. Каждый десятый российский предприниматель расширяет свой бизнес. Такие данные были получены по результатам восьмой волны исследования ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») — совместного проекта Сбера, фонда «Общественное мнение» и Минэкономразвития России.

Исследование показало, что лучше всего дела обстоят в сфере услуг, представители которой реже сталкиваются с проблемами и более оптимистично смотрят в будущее (46% против среднего значения в 38%). Предприниматели продолжают привлекать финансирование в свой бизнес. Так, 46% опрошенных использовали те или иные инструменты финансирования за последний год. За деньгами чаще обращались молодые предприниматели (53%).

Самым популярным способом привлечения средств остаются банковские кредиты (62% среди всех, кто получал финансирование). Далее идут лизинг (22%), инвестиции (16%) и личные средства (14%). За государственными либо частными грантами обращались 5% респондентов, ещё столько же получали займы в микрофинансовых организациях. По 4% практиковали факторинг или занимали у друзей и знакомых.

79% опрошенных отметили нехватку у себя бизнес-знаний. Больше всего предпринимателям не хватает знаний о действующих мерах поддержки бизнеса (32%), юридических аспектах (31%), способах ведения бухгалтерии (26%), специализации бизнеса (25%), способах продвижения услуг и товаров (20%), информации об инструментах финансирования бизнеса (19%), финансовой грамотности (18%) и знаний о методах управления компанией и персоналом (15%).

«В новом исследовании по итогам третьего квартала мы видим, что ценность бизнес-образования продолжает расти. Четверо из пяти предпринимателей отмечают у себя нехватку знаний, многие из них уже учатся либо планируют это делать в ближайшем будущем, причём готовы платить за обучение, понимая, что такие вложения обязательно окупятся. Учитывая волатильную среду, в которой работает малый бизнес, это абсолютно правильная и разумная позиция, характерная и для большинства наших клиентов», - прокомментировал директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Алексей Шашкин.

ПРИМ выходит ежеквартально. Исследователи изучают настроения предпринимателей, то, как они оценивают условия ведения бизнеса, меры господдержки и деятельность банков. В исследовании участвуют 600 владельцев ООО и ИП со всей России.