В последнее время многие пермяки вынуждены выискивать в магазинах ценники со скидками: жёлтые, красные, со значком «%». Акции в торговых сетях – это порой единственный способ купить желаемое, не опустошив карман. Товары дорожают. И это не удивляет, а лишь расстраивает.
Что ждёт нас в этом году? Будут ли ещё подниматься цены в Прикамье? Прогноз дали экономисты.
Без передышки
Прошлый год преподнёс немало неприятных сюрпризов в плане роста цен. В январе тенденция продолжилась.
Пермякам не стоит ожидать снижения цен и на продукты питания. Ведь расходы на их транспортировку и хранение увеличиваются. Однако, по словам Екатерины Антинескул, выше уровня инфляции цены расти не будут.
Есть и менее радужный прогноз. Рост цен будет неуклонным на протяжении всего 2022 г. В этом уверены экономисты Пермского Политеха.
По мнению экономистов ПГНИУ, до лета будут увеличиваться цены на бензин: в среднем не более чем на 1 % в месяц. Рост тарифов на ЖКУ ожидается в июле (максимум на 5 %). Продукты питания будут дорожать до появления на прилавках нового урожая, но не более чем на 0,5 % в месяц.
«Темпы изменения цен по большинству категорий товаров сложно спрогнозировать из-за огромного числа факторов ценообразования (рынок недвижимости, бытовой техники, автомобилей, туристических услуг и т. д.)», – поясняет Екатерина Антинескул.
Насколько крепок рубль?
На фоне всех негативных изменений в экономике и политике невольно начинаешь переживать за российскую валюту. Ведь от её устойчивости зависит дальнейшее развитие событий.
«Положение российской валюты сегодня, на мой взгляд, определяют исключительно геополитические риски. Российская экономика сейчас, несмотря на нелёгкое пандемийное время, растёт и развивается хорошими темпами. Это отмечают и отечественные, и зарубежные источники. Нефть дорожает, цены на традиционные товары российского экспорта идут вверх, что, безусловно, хорошо. Никаких реальных негативных (кроме пугающих заявлений политиков) событий не наблюдается, – говорит Юлия Стародумова. – Гораздо хуже дело будет обстоять при введении новых антироссийских санкций и нарастании напряжённости в геополитике. Но наиболее вероятным сейчас видится развитие благоприятного сценария (сокращение санкционных и политических рисков)».
При этом судьба рубля зависит от дальнейшей политики Центробанка России и федеральной резервной системы (ФРС) США.
«Политика ограничения денежной массы, декларированная американским регулятором, и повышения процентных ставок в предстоящие месяцы выступает сильным негативом для рубля. Ожидание увеличения Центробанком РФ ключевой ставки здесь будет подкрепляющим фактором для российской валюты, но незначительным, – говорит Юлия Стародумова. – Если резюмировать вышесказанное, то можно полагать, что готовность политиков к переговорам исключит риск сильного скачка курса американской валюты и позволит стабилизировать рубль».
В то же время устойчивый рост цен на нефть и газ будет и дальше способствовать укреплению российской экономики.
История с Казахстаном
Кто-то удивится, но на ситуации в Прикамье могут отразиться и недавние волнения в Казахстане. Протесты там начались в первые дни января. Из экономических они быстро переросли в политические, а потом и вовсе привели к серьёзным беспорядкам, вооружённым столкновениям, гибели людей… Волнения длились чуть больше недели, но серьёзно подорвали экономику Казахстана. Ущерб был огромен. А у Пермского края с этим государством тесные экономические связи.
«Объём товарооборота между Пермским краем и Казахстаном в январе-сентябре 2021 г. составил 259,07 млн долларов США, – сообщили в Министерстве экономического развития и инвестиций Пермского края. – Доля экспорта из края в республику – 220,65 млн долларов (это на 37,9 3% больше, чем за аналогичный период 2020 г.). По этому показателю Прикамье заняло 7 место среди регионов России, торгующих с Казахстаном».
«Предприятия Пермского края поставляют в республику удобрения, аммиак, кабельную продукцию, механическое оборудование и технику, компьютеры, листовый прокат, полистирол, химические волокна, нефтепродукты, битум. Крупнейшие экспортёры у нас: Мотовилихинские заводы, предприятия «Уралхим», «ЦБК Кама», «Сорбент», Суксунский оптико-механический завод, Чусовской металлургический завод. Понятно, что Прикамье – промышленный регион. Эта продукция является нашей традиционной экспортной составляющей», – рассказывает Татьяна Букина.
Из Казахстана в Пермский край поступают металлы и изделия из них (15,65 млн долларов), продовольственные товары (6,97 млн долларов), минеральная продукция (6,01 млн долларов). Если говорить о продовольствии, то по 3 % приходится на сахар и какао, 93 % – это алкогольные и безалкогольные напитки, рассказывает Татьяна Букина. Небольшую долю составляют мясо, рыба, продукты переработки фруктов и орехов, изделия из муки и круп.
«Сейчас ситуация в Казахстане нормализовалась. Но какой-то негативный эффект от потрясений, наблюдавшихся в республике, мы почувствуем. Какой именно – пока сложно сказать, время покажет. Понятно, что ситуация отразится на импортно-экспортных операциях с Пермским краем в частности и ценах на мировых рынках в целом (а они влияют на уровень инфляции в России)», – говорит Татьяна Букина.
«Главные риски для России в связи с кризисом в Казахстане – нестабильность курса рубля, опасность заморозки некоторых бизнес-проектов, снижение инвестиционной активности и замедление экономического роста. Это справедливо как для Пермского края, так и для любого региона, имеющего экономические связи с Казахстаном», – считает Юлия Стародумова.
Ускорение инфляции
По информации Центробанка, в декабре (данные по январю будут ближе к концу февраля) инфляция в Прикамье ускорилась и составила 8,86%. При этом в Приволжском федеральном округе она, наоборот, снизилась до 8,61%, а в России в целом почти не изменилась (8,39%).
«На ускорение инфляции в регионе главным образом повлияли увеличение затрат производителей, ограниченное предложение и повышение спроса на ряд непродовольственных товаров, – сообщили в отделении Пермь Уральского ГУ Банка России. – Наибольший вклад в увеличение темпов прироста стоимости продовольственных товаров внесла динамика цен на продукты переработки мяса (сосиски, варёная колбаса, пельмени, копчёности, консервы) и молока (питьевое молоко, сметана, сливочное масло и сыр). Также подорожали макароны и печенье (из-за роста цен на зерно)».
В то же время снизились цены на огурцы и помидоры в связи с тем, что недавно открытый в Прикамье крупный тепличный комплекс стал поставлять в торговые сети свою продукцию.
«Наибольший вклад в увеличение прироста цен на непродовольственные товары в декабре внесла динамика цен на автомобили российских марок. Нехватка электронных компонентов из-за недостаточно быстрого восстановления международных производственных и логистических цепочек периодически вынуждает отдельные предприятия приостанавливать выпуск, что ведёт к ограничению предложения новых автомобилей и ускорению их удорожания. Этому также способствует рост затрат производителей из-за наблюдавшегося ранее скачка мировых цен на металлы и полимеры», – говорят в Центробанке.
Популяризация туристических поездок по региону на личном транспорте ускорила рост цен на топливо. А вот темпы подорожания услуг замедлились.
«Наибольший вклад в снижение темпа удорожания услуг внесла динамика цен на отдых за рубежом. В декабре туроператоры увеличили число чартерных рейсов в Египет и расширили географию перелётов, что повысило конкуренцию на рынке и привело к существенному замедлению удорожания туров в Турцию и ОАЭ», – рассказали в Центробанке.
При этом объёмы выездного туризма ещё не вернулись к допандемийным значениям, отметили в ЦБ.