Четверть россиян вовлечена в предпринимательство и хочет работать на себя

Желание чувствовать себя свободными стимулирует жителей России заниматься предпринимательством.

   
   

В бизнес-процессы вовлечён почти каждый четвёртый экономически активный россиянин. При этом 14% жителей страны – уже опытные предприниматели, 6% только пытаются открыть свой первый бизнес, ещё 3% проявляют интерес к открытию своего дела, но пока не сделали конкретных шагов.

Такие результаты показало исследование ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») Сбера и Минэкономразвития по итогам 2024 года.

Аналитика показала, что участие россиян 18–64 лет в предпринимательской деятельности остаётся стабильным. Доля тех, кто в любой мере вовлечён в бизнес-процесс, выросла с 21% в 2022 году до 23% в 2024 году.

Исследование выявило, что основным мотивом для открытия своего дела становилось желание чувствовать себя свободно (52%) или получать высокий доход (48%), необходимость зарабатывать на себя и семью (46%).

Среди частых причин оказалось желание реализовать себя (42%). 22% россиян к предпринимательству сподвигло стремление улучшить жизнь людей (22%). 11% с помощью собственного бизнеса хотели бы изменить мир (11%), для 9% причиной погружения в предпринимательство стали трудности с поиском работы в найме. 5% хотели бы продолжить семейное дело.

О желании получать высокий доход чаще говорили молодые люди в возрасте 18–35 лет (58%) и жители городов-миллионников (55%).

   
   

«Доля россиян, желающих иметь собственное дело, за последние три года почти не изменилась. 23% наших граждан хотят работать на себя. Основные мотивы — свобода и высокий доход. В 2024 году 43% опрошенных согласились с высказыванием, что большинство россиян считают создание своего дела хорошим решением, а 48% уверены, что построившие успешный бизнес пользуются уважением в обществе. Эти репутационные оценки предпринимательства как рода занятий также стабильны», - прокомментировал директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Алексей Шашкин.

Практически всем начинающим предпринимателям, как показало исследование, требовалась помощь на начальном этапе. По мнению респондентов, в топ-3 видов помощи, которые были бы полезны для открытия нового бизнеса, вошли стартовый капитал (62% из тех, кто планирует открыть своё дело в ближайшие три года), общение с другими предпринимателями (41%) и юридическая поддержка (32%).

Почти треть опрошенных говорили о востребованности помощи с привлечением клиентов и рекламой (31%), о необходимости обучения и консультации (31%). Важна и психологическая поддержка родных и близких (28%). Реже будущие предприниматели говорили о помощи с поиском поставщиков (20%), созданием или уточнением бизнес-идеи и бизнес-ниши (20%), поиском сотрудников (16%) и подбором помещения (13%).

Среди тех, кто планирует открыть своё дело, 30% пока ничего для этого не сделали, 36% изучали информацию, а 31% — конкурентную среду. Примерно одинаковое количество будущих предпринимателей (23–26%) определяли круг потенциальных потребителей, разрабатывали бизнес-план, выбирали сферу бизнеса, искали финансирование или помещение. Партнёров искали 19% опрошенных, сотрудников - 16%, а проходили обучение - 14% респондентов.

Поиском потенциальных партнёров чаще занимались мужчины (23%), женщины были озабочены поиском помещения для аренды или покупки (28%) и проходили бизнес-курсы (20%).

Молодёжь 18-35 лет чаще занимались разработкой бизнес-плана (29%), а люди в возрасте 36-45 лет ставили и решали задачю определения круга потребителей (32%) и поиска сотрудников (21%).