Финансовые пирамиды и сетевой маркетинг – бич для всех, кто не обладает финансовой грамотностью и падок на мифы про лёгкие деньги. Рано или поздно такие ненадёжные структуры рушатся, а вкладчик остаётся в лучшем случае ни с чем, в худшем – с долгами и кредитами. Житель Перми Михаил (имя изменено по просьбе героя) рассказал сайту perm.aif.ru, как его семья распалась и разорилась после того, как мама увлеклась финансовыми пирамидами.
Начиналось всё безобидно
Михаил рос в полноценной и счастливой семье. Они часто проводили время вместе, ездили отдыхать, во всём поддерживали друг друга. Родители неплохо зарабатывали, у них было достаточно движимого и недвижимого имущества: две квартиры и три машины. Но, всё начало идти под откос, когда мама молодого пермяка решила пойти в ненадёжный бизнес, надеясь быстро заработать лёгкие деньги. Её попытки растянулись на десять лет, приведя семью к распаду и банкротству.
Когда Михаилу было 19 лет, его мама решила заняться бизнесом. Однако пермячка не стала открывать собственное дело, а пошла в одну из компаний, которая занимается распространением косметики. Начиналось всё с одной марки, но постепенно их становилось больше.
«Сначала моя мама начала увлекаться продажей косметики нескольких компаний, так называемым “сетевым бизнесом”. Казалось, что это будет просто дополнительным заработком, но с течением времени стало ясно: это не так, и деньги только утекают в никуда», – рассказывает Михаил.
Позже он заметил, что его мама расширила свой круг «бизнес-интересов» и начала посещать различные собрания и тренинги, которые имели отношение к финансовым пирамидам. Михаил замечал, как после таких «занятий» меняется отношение матери к деньгам.
«Она ходила на какие-то собрания и конференции. Возвращалась оттуда воодушевлённая, и на полном серьёзе заявляла: “Скоро мы будем миллионерами!”», – вспоминает пермяк.
Тогда семья забеспокоилась и забила тревогу. Родные пыталась убедить пермячку, что таким образом невозможно заработать много и быстро, а жажда лёгких денег не приведёт ни к чему хорошему. Однако все попытки были напрасны. Женщина продолжала стоять на своём.
«Мы с отцом говорили ей о том, что всё это ерунда и не работает так, как ей рассказывают, что обещаниям, которые ей дают, не стоит верить», – говорит Михаил.
Выход «на новый уровень»
Со временем ситуация становилась только хуже, но мама Михаила этого не понимала. Молодой человек вспоминает: мозг мамы будто уже был запрограммирован.
«Позже на эти собрания она начала завлекать свой близкий круг общения, а затем и совсем малознакомых людей, обещая им быстрый и стопроцентный заработок. Но по факту она просто втягивала их в пирамиды, стремясь быть в первых рядах этих компаний и выйти на новый уровень», – рассказывает пермяк.
Из одной компании женщина переходила в другую, не замечая, что растёт не размер дохода, а суммы долгов и кредитов.
«Когда одна пирамида разрушалась, её “коллеги” вместе с ней переходили в другую, и всё повторялось заново. Это был замкнутый круг. Бады, строительство недвижимости, телемаркетинг, где нужно платить взносы за доступ к чему-то – за регистрацию, за ускорение прогресса. Мама занимала деньги, брала кредиты, просила взять кредиты родственников, показывая свои финансовые результаты. Она не могла остановиться», – перечисляет события Михаил.
Без недвижимости и совсем без денег
А затем случилось страшно: долги семьи сильно возросли и нужно было срочно как-то их отдавать. Ситуация зашла слишком далеко, и случилось это довольно резко.
«Общая сумма долга стала критической, возможность обслуживать этот кредит иссякла. Кредиторы требовали вернуть деньги, а банки начали предупреждать о взысканиях через суд. Тогда мама начала уговаривать папу продать машины, квартиру. Она умоляла закрыть долги, обещая всё вернуть», – говорит Михаил.
По словам пермяка, ситуация была действительно сложной. Имущество стали распродавать. Однако это не сильно помогло. Женщина продолжала верить в силу финансовых пирамид и сетевого маркетинга. Она продолжала верить, что разбогатеет.
«После того, как она получила деньги с продаж машин и квартиры, а это почти четыре миллиона рублей, вместо того чтобы полностью закрыть большинство кредитов, она внесла только несколько текущих платежей. В итоге она всё равно осталась должна крупную сумму денег. Наше денежное положение, конечно, стало только хуже. Сейчас мы остались без недвижимости и совсем без денег», –говорит Михаил.
Брак не выдержал финансовых испытаний. Отец Михаила развёлся с женой.
«Наша семья буквально распалась из-за финансовых пирамид», - рассказывает Михаил.
Но и на этом история с увлечением лёгкими деньгами и последствиями этого не закончилась. Михаил рассказал, что мама скрывала от семьи информацию о том, что она начала банкротство. Это привело к ещё более серьёзным проблемам.
«Она приняла решение начать банкротство, никому об этом не сказав, тем самым поставив под угрозу наше единственное жильё, а оно было в ипотеке. Так как она была созаёмщиком, квартиру включили в конкурсную массу и продали по цене ниже рыночной. Так мы лишились нашего единственного жилья и переехали в съёмную квартиру», – рассказывает пермяк.
Мужчина говорит, что матери удавалось сохранять скрытность до последнего момента. Только в момент процедуры банкротства он увидел, что общие требования составили 4,5 миллиона рублей.
«Это плюсом к выплаченным четырём миллионам. И, осмелюсь предположить, что общая сумма долгов вследствие её деятельности составила более десяти миллионов рублей. Вся эта история продлилась почти десять лет и привела к необратимым последствиям. Погоня за лёгкими деньгами одного из членов нашей семьи привела к её распаду и сложностям с финансами, которые ещё продолжаются», – говорит пермяк.
Теперь всё члены семьи живут отдельно. Мама Михаила благодаря процессу банкротства почти освободилась от долгов (осталось выплатить около 80 тысяч по кредиту) и вышла замуж во второй раз. Его папа переехал в Санкт-Петербург. Михаил живёт и работает в Перми, с родителями поддерживает связь. Несмотря на то, что сложности и разбирательство с последствиями этой истории были очень длительными, сейчас они практически закончились. Михаил хочет верить, что его семье удастся сохранить тёплые отношения после случившегося финансового краха.