Мечтать, но действовать. Как вывести округ на новый уровень?

Новый ледовый дворец в Губахе стал точкой роста для молодых спортсменов. © / Елизавета Фомина / Из личного архива

Территории Кизеловского угольного бассейна (КУБа) за последние годы заметно преобразились. Губаха расцвела и стала привлекать ещё больше туристов. В Кизеле появился один из лучших в крае стадионов, а в Гремячинске красуется отреставрированный ДК.

   
   

О том, как живут территории КУБа и что надо сделать, чтобы там стало ещё лучше, рассказывает депутат Заксобрания Пермского края Алексей Мазлов.

Одна команда

Ольга Семёнова, «АиФ-Прикамье»: Есть мнение, что жители Кизела и Гремячинска испытают ревность из-за того, что Губахе обычно внимания уделяют больше, чем их городам. Как будете балансировать между территориями?

Алексей Мазлов: Я родился и вырос в Губахе. Это место моего спокойствия, место силы. Это то, что останется со мной навсегда. Видел, как он развивался, в том числе – во времена   перестройки и закрытия шахт. Всё это наложило определённый отпечаток на облик города.

Но наши люди всегда знали, что при желании можно свернуть горы. Примером этого стали 1960-70 гг. Это был один из самых ярких периодов в жизни города. Губаха активно развивалась: рос промышленный потенциал, строили много жилья и социальных объектов, благоустраивали территории. Этот период тесно связан с деятельностью председателя городского исполнительного комитета Вениамина Хмелёва – человека, который любил Губаху и всегда в неё верил. Для него не существовало мелочей: он уделял внимание всему, даже небольшим проблемам. Всё, что сегодня происходит в городе, воспринимается через призму того времени.

Думаю, сейчас Губаха переживает аналогичный период. Строительство нового комплекса «Аммиак-карбамид-меламин» и реконструкция действующих производств компании «Метафракс Кемикалс», развитие «Губахинского кокса», ремонт дорог, школ, детских садов, строительство ледового дворца , восстановление парка отдыха, капитальный ремонт домов по центральной улице – перечислять всё, что делают в городе, можно долго. Всё это для того, чтобы люди знали –  Губаху ждёт очень большое будущее. Депутат Заксобрания Армен Гарслян, который сделал очень много для того, чтобы это стало возможным, в своих выступлениях часто  говорит, что по значимости Губаха будет третьим городом в крае. Это отличная цель, такой вектор на развитие, который способствует реализации наших устремлений.

Для соседних Кизела, Гремячинска, Пашии и Вильвы наша Губаха – пример того, как может быть. Для любой небольшой территории изначальные условия всегда примерно одинаковые. Механизмы, которые разработаны и действуют  сейчас в Пермском крае, позволяют любому муниципалитету развиваться. Совместные усилия краевых властей и местной власти дают хороший эффект. Да, нет быстрых решений проблем. Большая часть требует плановой и долгой работы. Но возможности всегда есть.

   
   

Считаю, что не нужно балансировать между территориями. Гораздо эффективнее – обмениваться опытом. Причём и Губахе есть чему поучиться у соседних городов. К примеру, в Кизеле – один из лучших в крае межшкольных стадионов. В Гремячинске – замечательный дворец культуры. Пашия и Вильва – в числе лидеров по воплощению в жизнь проектов по программе инициативного бюджетирования.

Мы одна большая команда КУБа. У нас одна цель. И мы к ней идём. Есть стратегия, концепция. Будем ей следовать, постепенно развивая каждую территорию.

Мы одна большая команда КУБа. У нас одна цель. И мы к ней идём. Есть стратегия, концепция. Будем ей следовать, постепенно развивая каждую территорию.

– Новые объекты – это хорошо. Парку отдыха в Губахе могут позавидовать даже пермяки. Но ведь объекты надо содержать, они требуют больших вложений. Зачем такие расходы?

– Завидовать не надо. Каждая территория края обладает чем-то уникальным – будь то природный памятник или мероприятие. Территория КУБа последнее время активно развивается. Появляется всё больше привлекательных мест и событий и для жителей, и для туристов. Это и Каменный город, и горнолыжный курорт, и фестиваль «Тайны горы Крестовой».

Надо понимать, что всё это – инвестиции в территорию, которые в дальнейшем обеспечат рост экономики. Многие не верят в то, что культура может стабилизировать и улучшить экономику, но практика показывает обратное. Вкладываясь в новые объекты и мероприятия, мы развиваем территории. Конечно, важно не раскидываться деньгами. Выбирать вдумчивый подход. Всегда надо просчитывать конечную эффективность.

Вышли из депрессии

– Несмотря на позитивные изменения, некоторые до сих пор считают Кизел депрессивной территорией. Как городу избавиться от этого ярлыка?

– Понятие «депрессивная территория» возникает из-за того, что не решаются  насущные проблемы людей. Возникает безысходность. Так можно сказать о населённых пунктах, в которых ничего не меняется, сколько бы усилий ни прилагали, сколько бы денег ни вкладывали. И все составляющие – от инфраструктуры до культуры – находятся в состоянии деградации.

Современная модельная библиотека появилась в Кизеле. Фото: Из личного архива/ Елизавета Фомина

В Кизеле же всё не так. Этот город абсолютно далёк от этого понятия «депрессивная территория». В городе есть динамично развивающиеся производства. Муниципалитет – один из самых активных участников федеральных и краевых проектов. Последние как раз помогают решить копившиеся годами проблемы, которые некогда и стали причиной появления такого ярлыка. Но за последние годы ситуация изменилась. Восстановили и построили дороги, детские и спортивные площадки, стадион. Появился кинозал, современная модельная библиотека. И это только часть изменений.

Сейчас Кизел – это территория, которая видит свой завтрашний день и стремится к росту. Считаю, что давно пора смотреть на город по-новому.

Детская площадка в Кизеле. Фото: Из личного архива/ Елизавета Фомина

– В территориях остаётся проблема с ветхим жильём. Особенно она ощущалась в Гремячинске. Как дела сейчас?

– В Гремячинске за последние два года переселили жителей семи домов (это около 2 тыс. кв. м жилья). В планах на 2022 г. – такой же объём. Всего же в переселении нуждаются жители примерно ста домов.

Переселение из ветхого и аварийного жилья – проблема, которую невозможно решить разово. Обветшание жилья происходит каждый год. Поэтому работа идёт постоянно. Меняются только нюансы, направления. Есть процесс выявления пустующего жилья и предоставления его нуждающимся. Это долгая история, потому что зачастую квартиры принадлежат неявным собственникам. Нужно пройти сложные процедуры, чтобы муниципалитет получил на них право и мог предоставить новым жильцам. Есть программы компактного проживания – когда людей переселяют с периферии в более развитые районы с комфортными условиями. Ещё один вариант – выкуп квартир в готовых домах или строительство нового жилья.

Главное в решении проблемы расселения из ветхого и аварийного жилья – работать по плану и не допускать критических ситуаций. Так сейчас и происходит.

Социальный кинозал в ДК в Гремячинске. Фото: Из личного архива/ Елизавта Фомина

К чему стремиться?

– Одна из болевых точек в Прикамье и в КУБе – кадровый голод в медицине. Почему так?

– Одна из причин, почему проблема нехватки врачей стоит так остро, в том, что серьёзно за неё взялись только в последнее время. А ведь подготовка кадров (и не только для здравоохранения) должна быть постоянным процессом. С приходом пандемии все силы медиков брошены на борьбу с коронавирусом, поэтому стало ещё сложнее.

Для привлечения медиков в территории нужно учесть множество факторов. Допустим, есть врач, который думает уехать на периферию. Что нужно сделать властям, чтобы он согласился? Есть три основные задачи: решить вопрос с жильём, дать достойную зарплату, обеспечить хорошие условия труда (материально-техническую базу). Если речь о нескольких специалистах, то всё это реально – найти, пригласить, уговорить приехать. Но когда нехватка врачей большая и нужно привлечь в территории сразу десять или двадцать специалистов, сделать это уже сложно.

Если говорить о студентах, то это другая история. Нужно время, чтобы человек выучился, получил навыки. А потом его ещё надо убедить пойти работать в государственное медицинское учреждение, причём именно в определённой территории.

– Какие есть решения и что уже сделали в территориях округа?

– Один из важных моментов – объединение медучреждений Губахи, Кизела и Гремячинска с пермской больницей № 4, случившееся в 2017 г. Что это дало? Укрепилась материально-техническая база, отремонтировали корпуса, решили финансовые проблемы медучреждений. Появилась база для привлечения кадров в территории.

Второй момент – целевой набор. Более 60 студентов ПГМУ после окончания вуза приедут работать в города КУБа. И это не разовое решение. Планируется, что и дальше университет будет готовить кадры для наших территорий. Этот процесс должен быть постоянным. И надо учитывать не только нехватку на данный момент, но и в перспективе – проанализировать, сколько человек может уехать, сколько уйдёт на пенсию.

Третий важный момент – удержание специалистов на местах. Поможет в этом разовая выплата при трудоустройстве, решение жилищных проблем, помощь с устройством детей медработников в детские сады и школы.

Работа над этим идёт. В Губахе и Кизеле есть такая практика – врачам предоставляют служебное жильё. По программе строительства жилья компания «Метафракс Кемикалс» часть квартир передаёт медикам. Работают и программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», в дополнение к которым на территории КУБа есть отдельные выплаты для врачей. Сейчас краевое правительство разрабатывает дополнительные меры поддержки. Думаю, что такой комплексный подход позволит решить проблему нехватки кадров.

– Какими хотите видеть территории через пять лет?

– Перспективное развитие территории – это история с конечным результатом. Здесь почти нет места словам «мечтать» и «хотеть». Надо говорить о концепции, стратегии и механизмах их воплощения. Самое важное – это то, что информацию о проблемах в территориях удаётся собрать с помощью неравнодушных жителей, которые хотят, чтобы город становился лучше. Зная все болевые точки и пожелания, можно разложить их на составляющие.  Прорабатываешь способы решения, а затем в зависимости от бюджета действуешь.

Но мечтать всё же стоит. Очень часто появляются уникальные возможности, с помощью которых можно сделать что-то почти фантастическое. Отчасти именно так в Губахе появился современный ледовый дворец, реконструировали парк отдыха. И так теоретически может быть в Кизеле, Гремячинске и т.д. Самое главное – любить территорию и понимать, что мы можем практически всё.