«Ситуация будет ухудшаться». Эксперт о том, какой бизнес выживет в Перми

Выживет ли малый и средний бизнес в новых экономических условиях? Власти Пермского края внесли в региональный парламент законопроект о мерах поддержки для бизнеса в условиях санкций.

   
   

Разбираемся, что предлагает региональное правительство и насколько будут действенными новые варианты помощи.

Какие меры поддержки предлагают?

Меры поддержки разработали по двум направлениям. Первое – налоговые льготы.

На весь 2022 год предлагают снизить процентные ставки для бизнеса (речь о тех, кто использует упрощённую систему налогообложения). По статье «Доходы минус расходы» понижение обещают в три раза (с 15% до 5%), по статье «Доходы» – в шесть раз (до 1%). Послабления коснутся предприятий, которые попали в перечень пострадавших отраслей по состоянию на 1 марта этого года. Среди тех, кто сможет воспользоваться мерой поддержки, к примеру, организации, занимающиеся производством компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, а также предприниматели, осуществляющие непродовольственную оптовую и розничную торговлю. Помощь коснётся также турфирм, кинотеатров, санаториев, спортивных организаций и т.д.

Ещё власти предлагают ввести 50-процентную скидку на уплату налога на имущество организаций, владеющих торгово-офисной недвижимостью, облагаемой от кадастровой стоимости. Она будет доступна владельцам торгово-офисных зданий и помещений, у которых снижение выручки произошло не менее чем на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Планируют не забыть и об инвесторах, предоставив инвестиционный вычет налога на прибыль на расходы на научно-исследовательские, а также опытно-конструкторские работы.

Второе направление – поддержка предпринимателей. Для них подготовили финансовый продукт «Антикризисный 5.0». Но есть условия. Максимальная сумма кредита – от 50 тысяч рублей до 3 миллионов рублей под 5% годовых. Получить его смогут только организации, действующие не менее полугода. Власти считают, что так предприниматели смогут закрыть кассовые разрывы, образовавшиеся после роста цен, и покрыть текущие расходы.

   
   

И, наконец, власти планируют поддержать предпринимателей, которые взяли кредиты до 1 марта, после чего условия их выдачи изменились, и ставки по ним увеличились. Им хотят субсидировать процентные ставки по кредитам – компенсировать половину от изменения процентной ставки.

В краевой парламент уже внесли законопроект о мерах поддержки для бизнеса в условиях санкций. Его рассмотрят на ближайшем пленарном заседании Заксобрания.

Какой эффект от мер поддержки?

«АиФ-Прикамье» попросил кандидата экономических наук, доценат кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ПГНИУ Александра Лапина дать оценку предложенным мерам и рассказать, насколько они будут эффективны.

«Я бы сказал, что это очень избирательная поддержка. Это, конечно, объяснимо тем, что у региональной власти довольно ограниченный набор инструментов. К тому же, федеральные меры поддержки не должны пересекаться с краевыми. Самое важное в предложенных мерах для бизнеса – удешевление и рефинансирование кредитов, а также снижение и отсрочка имущественных налогов и арендной платы. Не хватает мер, направленных на поддержание занятости. Но думаю, власти позже добавят их», – считает Александр Лапин.
К тому же, федеральные меры поддержки не должны пересекаться с краевыми. Самое важное в предложенных мерах для бизнеса – удешевление и рефинансирование кредитов, а также снижение и отсрочка имущественных налогов и арендной платы.

По его словам, на то, чтобы понять, насколько помощь будет эффективной (а также какими будут в целом экономические последствия случившегося), уйдёт около полугода.

По мнению Александра Лапина, сокращения числа предпринимателей избежать всё равно не удастся.

Кто пострадает из-за санкций?

«Экономическая ситуация очевидно будет ухудшаться. Если говорить о последствиях для бизнеса, то их можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные – падение курса рубля, закрытие экспортных и импортных операций, повышение процентных ставок по кредитам и т.д. – уже наступили. Они больнее всего ударят по самой значимой части бизнеса – по торговле.

Что касается долгосрочных последствий, то они будут проявляться в снижении реальных доходов населения и соответственно снижении спроса в экономике. Если говорить о малом бизнесе, то пострадает строительство, операции с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение товаров, а также снова торговля (ещё один удар будет заключаться в снижении спроса)», – поясняет эксперт.

Если говорить о малом бизнесе, то пострадает строительство, операции с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение товаров, а торговля.

Что касается бьюти-индустрии (парикмахерских, салонах красоты и т.д.), то здесь, по мнению эксперта, как и в других видах бизнеса, многое будет зависеть от замещения возможности товаров, покупаемых зарубежом, поиска каналов поставок и поставщиков. 

«Возможно здесь переориентация и перенастройка бизнес-процессов произойдёт, но на это потребуется несколько месяцев. Это касается также обрабатывающих производств и IT. В этих сферах тоже довольно хорошо представлен малый бизнес. И последствия будут неодинаковыми для разных компаний. Есть те, кто сильно зависит от поставок внутреннего оборудования или сильно ориентированные на поставку своих услуг на экспорт, а есть те, которые ориентированы на внутренний рынок. Они пострадают в разной степени», – считает он.

Но участники внутреннего рынка, по словам эксперта, тоже получат снижение спроса.

«Оно может быть не таким шоковым и будет растянуто по времени, но последствия будут заметны, так как снижение доходов населения произойдёт», – считает эксперт.

Что будет с бизнесом в Перми?

«Малый бизнес хорош тем, что он адаптивен. Он приспосабливается почти к любым условиям. Конечно, мы получим сокращение операций и субъектов малого бизнеса. Но послекризисное восстановление всё равно должно произойти. Думаю, даже в кризис малый бизнес сможет найти возможности. Опять же, вырастет спрос на импортозамещение», – считает Александр Лапин.

Эксперт отмечает, что бизнес, который ориентирован на внутренний спрос, зачастую всё равно завязан на поставки импортного оборудования.

Малый бизнес хорош тем, что он адаптивен. Он приспосабливается почти к любым условиям.

«Такие предприятия кризис может затронуть не со стороны спроса на продукцию, а со стороны затрат на то, что необходимо для производственной деятельности. Поэтому сложно оценить, какой бизнес точно останется на плаву. Скорее всего, это будет бизнес, который не зависит от импортных поставок, а его затраты и сбытовые возможности ориентированы на внутренний рынок», – предполагает эксперт.