Сбер предупреждает о всплеске случаев мошенничества в отношении руководителей и главных бухгалтеров организаций.
В июне выявлено более 20 мошеннических эпизодов.
Как сообщили в пресс-службе банка, схема не является новой. Впервые мошенники использовали её в январе 2024 года. Тогда же банк предупреждал о ней. Но в последнее время мошенники снова вернулись к этой схеме и активизировали свои атаки.
Злоумышленники через мессенджер связываются с генеральным директором или с главным бухгалтером компании от лица учредителя или директора соответственно. Для большей достоверности могут загрузить в ненастоящий профиль фото из доступных источников: взять, например, с сайта компании или использовать аватар настоящего аккаунта.
После нескольких общих фраз (приветствия, вопроса), войдя в доверие, мошенники дают поручение срочно совершить оплату за консультационные услуги по предоставленным ими реквизитам в различных банках или взять кредит. Если потенциальная жертва пытается перезвонить, мошенники отклоняют вызов и направляют сообщения «Занят», «Не могу говорить».
В одном из эпизодов на генерального директора оказывалось давление от имени двух учредителей. Причём мошенники знали стиль общения этих людей, точную структуру организации и внутренние процессы взаимодействия в ней. То есть, готовясь к атаке, они досконально изучили жертву.
Специалисты рекомендуют не предпринимать поспешных действий, если руководитель с помощью сообщения в мессенджере даёт указание о переводе денег на некий счёт, оказывает давление, торопит, но при этом не отвечает на звонки.
Заместитель председатель правления банка Станислав Кузнецов описал алгоритм безопасности в подобных ситуациях.
Обычно в таких случаях срабатывает Антифрод-система банка. Она идентифицирует подобные мошеннические переводы как подозрительные и приостанавливает их, даже если они направлены в другие банки. После этого сотрудники банка связываются с представителями организаций и обращают их внимание на сомнительность операций, в том числе рассказывают о мошеннической схеме, под влияние которой мог попасть сотрудник.
«Таким образом мы спасли от действующих по этой схеме мошенников десятки миллионов рублей наших клиентов», - говорит Станислав Кузнецов.
Он напоминает, что необходимо прислушиваться к рекомендациям сотрудников банка, если они обращают внимание на сомнительность проводимой операции. Также ни в коем случае нельзя сразу совершать денежные переводы по реквизитам, полученным в мессенджерах, даже если они пришли якобы от начальника. Необходимо самому связаться с руководителем по телефону или встретиться лично, чтобы убедиться, что это действительно его указание.
Чтобы уверенно чувствовать себя в любой ситуации, он рекомендует изучить признаки обмана в схемах с подменой личности и способы противодействия подобным схемам на портале Сбера «Кибрарий».