Кама – это намного больше, чем река. Это – главная артерия нашего края, благодаря ей наш регион начал развиваться и стал играть большую роль в экономике страны. Веками именно по Каме привозили и увозили тонны груза, по ней постоянно курсировали суда.
В последние годы красавица-Кама немного «заснула». Снова вдохнуть в неё жизнь, использовать весь её огромный потенциал и при этом сохранить как главную природную ценность призван проект по экосбережению водных ресурсов «Живая Кама». Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин рассказал о нём на V Всероссийском водном конгрессе и выставке VODEXPO 2021, которые прошли в центральном выставочном комплексе Москвы «Экспоцентр».
Ранее эту инициативу представили вице-премьеру РФ Дмитрию Чернышенко, как одну из ключевых для региона, которая будет реализована в рамках института кураторства, утвержденного председателем правительства России.
Порт пяти морей
Кама – это ценнейший подарок, которая преподнесла нам природа. Она занимает четвёртое место среди рек европейской части страны после Волги, Днепра, Дона. У неё есть выход к пяти морям – Чёрному, Каспийскому, Азовскому, Белому и Балтийскому.
«Исторически Кама была природным водным путем, по которому перевозили грузы и людей. Давно назрела необходимость в её экономическом и туристическом оживлении. На ней должна кипеть жизнь, – уверен Дмитрий Махонин. – Сегодня существует необходимость восстановления утраченного потенциала и возрождения Камы как важнейшего экономического ресурса страны. Проект охватывает интересы экономически активной части населения, туристов и гостей края, лесопромышленников и лесопереработчиков. Его цель – использовать реку для транспортных перевозок и туризма, освоения природных богатств в труднодоступных районах края, что положительно скажется на развитии населенных пунктов, расположенных вдоль Камы».
Как отметили в Минприроды Пермского края, благодаря реализации проекта «Живая Кама» предприятия смогут транспортировать по Каме древесину, заготавливаемую в лесах Коми-Пермяцкого округа. Развитие Пермской судоверфи и налаживание речных маршрутов даст возможность использовать до 1 млн кубометра древесины в северных лесах региона.
Сейчас этот лес вывезти невозможно из-за отсутствия дорог и инфраструктуры, его можно доставить на переработку только водным транспортом. От дополнительного лесного ресурса экономика Пермского края сможет увеличить валовый региональный продукт на 1 млрд рублей.
По водному – более экономичному и экологичному –логистическому пути также можно будет перевозить до 10% калийных удобрений.
Помимо этого, перевозка части промышленных грузов водным транспортом позволит снизить нагрузку на дорожно-транспортную сеть региона и сэкономить на ее содержании, поскольку наибольший износ дорожных покрытий происходит из-за большегрузов.
Туризм и гостеприимство
Пермский край активно вовлечён в популяризацию внутреннего труизма, привлечение инвесторов для создания и развития туристкой инфраструктуры, а также привлечения гостей в Прикамье.
«Сейчас река испытывает серьёзную экологическую нагрузку. Многолетнее расточительное использование водных ресурсов привело к тому, что Кама и её притоки становятся неспособны поддерживать необходимое для человека и рыбного хозяйства качество воды. Нужно провести работы по экологическому возрождению. Необходимость в экономическом и туристическом оживлении камского бассейна, её экологическом оздоровлении назрела уже давно, – уверен министр природных ресурсов пермского края Дмитрий Беланович. – Сейчас река почти не используется для туризма за исключением круизных туров по Волге, но этого мало. Грузовой поток тоже более чем в два раза ниже, чем в СССР. Поэтому ключевыми задачами проекта мы видим: увеличение использования крупнейших рек для транспортной перевозки и туризма, повышение доступности северных и отдалённых районов края, экономическое оживление населённых пунктов, расположенных вдоль реки и её притоков, развитие туризма муниципалитетах, расположенных на Каме, Чусовой, Вишере, Колве. А также – повышение не только количества рыбных запасов, но и их видового разнообразия».
Для развития внутреннего туризма в рамках проекта планируется строительство 21 туристского причала на территории 16 муниципалитетов Прикамья. Создание этой инфраструктуры потребует в дальнейшем открытия новых рабочих мест для их обслуживания, а поток туристов даст возможность местным жителям развивать сферу гостеприимства.
Предполагается, что объёмы грузоперевозок водным транспортом вырастут на 5 миллионов тонн, а туристический поток – в два раза, до 400 тысяч человек в год.
Новые суда
Министр пояснил, что сейчас ведутся подготовительные работы для полномасштабного воплощения проекта. В ближайшее время планируется подписать договор о сотрудничестве с Госкорпорацией туризма РФ, чтобы привлечь федеральные средства для строительства туристической инфраструктуры, гостиниц, причалов, набережных. Уже выделены деньги из бюджета края на реконструкцию набережной Осы, было привлечено федеральное финансирование в по проекту «Комфортная городская среда» для обустройства набережной в Чайковском. Кроме того, уже началась работа по воссозданию судостроительной отрасли края. Корпорация развития региона приобрела имущество судостроительного комплекса, расположенного в Кировском районе Перми. В июле 2021 года было создано ООО «Пермская судоверфь», уже идут работы по ремонту и восстановлению оборудования верфи. Уже сейчас там выполняют первые проекты по ремонту судов.
На Пермской судоверфи планируется построить 10 новых пассажирских судов, в том числе 4 из них высокого экологического класса на электротяге или на природном газе.
В Минприроде подчеркивают, что развитие водного транспорта не должно быть только на одной Каме. Для комплексного восстановления судоходства Прикамья необходимо выполнить дноуглубление 475 километров русел рек Чусовой, Вишеры, Колвы, Камы, и обустроить (восстановить) судовой ход на них. В рамках дноуглубительных работ и работ по расчистке русел запланировано поднять 33 затонувших судна, загрязняющих воду в руслах Камы и Чусовой.
Есть, что посмотреть
Декан географического факультета ПГНИУ Андрей Зайцев считает, что проект абсолютно своевременный. Очень важно, что он включает не только возрождение хозяйственной деятельности на реке, но и восстановление Камы.
«Качество воды, к сожалению, пока оставляет желать лучшего, очистные сооружения находятся не в самом хорошем состоянии. Поэтому нужно провести целый ряд мероприятий, направленных на то, чтобы улучшить качество воды в реке, укрепить берега, углубить дно там, где это необходимо, – говорит Андрей Зайцев. – Что касается туристического потенциала, то тут всё зависит от ресурса и фантазии. Коль скоро популярны круизы по Каме ниже Перми и Волге, то, наверное, будет интересно подниматься и до Березников, Соликамска. Там тоже есть, что посмотреть».
Экономический эффект
Руководитель Федерального бюджетного учреждения «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» Сергей Сергеев добавляет, что очень важно оживить грузопоток и пассажиропоток на Каме и проект будет этому способствовать.
«Инфраструктура речного флота находится в довольно печальном состоянии. Некоторые причалы полуразрушены, не определены их собственники. Муниципалитеты, в введении которых они должны находиться как бесхозные, этим не занимаются. Если в 1970-90 годах были регулярные рейсы по реке (я сейчас говорю именно о регулярных, а не транзитных), то сейчас примерно четыре социально-значимых маршрутов, субсидируемых из бюджета. Конечно, рейсов должно быть больше. В СССР Кама занимала четвёртое место в стране по пассажирским перевозкам и грузообороту. В целом хочу сказать, что с экономической точки зрения эффект от реализации проекта может быть очень большим. Речной транспорт – самый экономичный. Самые большие работы – это углубление дна, да и то это не всегда и не везде необходимо. Эффект от грузоперевозок этим видом транспорта будет очень хорошим, особенно если построить хабы, которые бы помогали потом легко и быстро отправлять грузы дальше автомобильным и железнодорожным транспортом. Такие проекты в стране уже есть».
В целом, на реализацию проекта планируется потратить более 30 миллиардов рублей. 22 из них – внебюджетные средства.