Быть современными. Как Александровский машзавод модернизирует производство?

Литейное производство на заводе планируют расширить. © / Александровский машиностроительный завод

Стать флагманом в российском машиностроении — такую амбициозную цель ставит перед собой Александровский машиностроительный завод (АМЗ). Предприятие прилагает большие усилия для её достижения — идёт глубокая модернизация производства.

   
   

Как один из старейших производителей горно-шахтного оборудования страны повышает качество продукции? О перспективах развития завода и планах на будущее рассказал генеральный директор Артур Маркарян.

Артур Маркарян считает, что модернизация должна идти постоянно. Фото: Александровский машиностроительный завод

Приоритет — качество

Работа по модернизации должна идти на предприятиях постоянно. Так считает Артур Маркарян.

«У нас эта работа ведётся, — говорит он. — Процесс затрагивает все аспекты производства, а комплекс мероприятий исчисляется не одним-двумя, а несколькими десятками пунктов».

Только в 2022 г. на машзаводе провели глубокую реконструкцию покрасочного отделения, по последнему слову техники оборудовали земельную лабораторию и лабораторию экспресс-анализа в литейном цехе. Одним из наиболее значимых изменений стал ремонт сталеплавильной печи и переход на электронное управление ею. Это уменьшило потребление электричества практически в два раза и привело к снижению затрат на тонну выпускаемой продукции.

Работа над оптимизацией так называемых технологических потерь, ремонт существующего оборудования и закупка нового продолжаются по сей день.

«Перед нами стоит задача не только снизить себестоимость продукции, но и повысить качество. Это абсолютно не дискуссионный и безапелляционный вопрос. Мы должны производить качественную продукцию. Этим завод всегда славился», — отмечает Артур Маркарян. 

Мы должны производить качественную продукцию. Этим завод всегда славился.
   
   

АМЗ ввёл целый ряд процедур, которые направлены на повышение качества выпускаемой продукции. Например, завод восстановил полнофункциональную работу участка обкатки редукторов (теперь это делают под нагрузкой, создавая условия, приближённые к реальным эксплуатационным), а также закупил приборы лазерной центровки, чтобы готовый продукт соответствовал самым жёстким требованиям. В планах — строительство нового редукторного производства.

«У нас есть предварительное проектное решение по новому цеху. Речь идёт о литейном производстве. В 2024 г. мы хотим завершить проектно-изыскательские работы, подготовить все материалы, подать заявки на получение финансирования и до конца года запустить проект. По предварительным расчётам реализация проекта вместе с закупкой оборудования займёт полтора-два года. То есть новое литейное производство должно появиться в 2026 г.», — рассказал гендиректор завода. 

В 2026 году на АМЗ должно появиться новое литейное производство.

Этим АМЗ не ограничивается. Предприятие видит перспективы для расширения линейки производства. Запросы от потребителей уже поступают, но предметно говорить об этом пока рано.

Кадровый вопрос

Конечно, говоря о модернизации и расширении производства, возникает вполне закономерный и один из самых болезненных вопросов. Можно построить ультрасовременный завод, но кто будет работать на нём? Проблема нехватки кадров имеет государственный масштаб.

Фото: Александровский машиностроительный завод

«Сегодня мы наши кадровые потребности закрываем. Но в перспективе хотим расти в объёмах. И тут важна совместная работа как внутреннего периметра (завода), так и внешнего (города, края), — считает Артур Маркарян. — Для привлечения кадров мы стараемся использовать весь набор инструментов, который есть на рынке: оплачиваем сотрудникам второе высшее образование, выдаём именные стипендии от завода, проводим обучение новым профессиям для работников завода, продолжаем работать со школами и взаимодействуем с колледжами. Готовы привозить к нам молодых специалистов из других территорий и обсуждать тему предоставления им жилья. Мы нацелены на создание максимально комфортных условий для сотрудников». 

Мы нацелены на создание максимально комфортных условий для сотрудников.

Развитие комфортной среды для проживания — действительно важный аспект для возрождения предприятий (особенно в небольших городах). И здесь не обойтись без поддержки властей. Наверное, только совместными усилиями можно создать условия, в которых людям будет интересно жить. К счастью, по словам гендиректора АМЗ, в этом вопросе у завода полное понимание с местными и региональными властями. А это уже шаг на пути к цели.

Фото: Александровский машиностроительный завод

«У нас маленький город, все друг друга знают, на заводе много династий. Всё взаимосвязано, — подчёркивает Артур Маркарян. — Мы хотим, чтобы дети, которые растут в Александровске, видели, что предприятие развивается, чтобы у них было желание остаться в городе. Молодёжь должна понимать, что тут можно работать, хорошо жить и создавать семью».

Нельзя уйти в будущее, просто эксплуатируя багаж прошлого, потому что время диктует свои правила.

«Мы должны стать современным заводом. Это касается не только оборудования, которое мы используем, но и управленческого процесса. Эффективное управление и поддержание здорового производственного климата не менее важны, чем технологическое обновление», — обращает внимание руководитель Александровского машзавода. 

Эффективное управление и поддержание здорового производственного климата не менее важны, чем технологическое обновление.

Несмотря на то, что большой объём изменений налицо, впереди ждёт ещё большая работа. Ведь модернизация — комплексный процесс, который затрагивает буквально все аспекты производства. И есть ли предел совершенству? Тоже открытый вопрос.

«Сегодня наша задача — максимально загрузить те производственные мощности, которые есть, и расти не только в физическом, но и в качественном объёме, захватывая новые доступные нам ниши, — подытожил Артур Маркарян. — Мы были флагманом в горно-шахтной отрасли. И сейчас хотим не просто вернуть позицию на рынке, а стать лидирующим предприятием в машиностроении».

Александровский машиностроительный завод за историю своего существования (в 2023 г. отпраздновал 221 год) переживал взлёты и падения, но неизменно оставался, что называется, на плаву. Надо признать, что далеко не всем градообразующим предприятиям удалось дожить до наших дней.

Фото: Александровский машиностроительный завод

Может быть, вскоре мы ощутим очередной взлёт российской промышленности. Предприятия Пермского края попадут в эту струю, а звание флагманов перестанет быть целью и станет реальностью. Сбудутся ли грандиозные планы — покажет время.

Справка
Александровский машиностроительный завод был заложен как чугунолитейное производство в 1802 г. Сегодня предприятие специализируется на производстве оборудования для горно-шахтной и горнорудной индустрии, в частности конвейеров, редукторов, питателей, электровозов и вагонеток. Также АМЗ может создавать любое нестандартное оборудование и запасные части. Продукция предприятия успешно эксплуатируется и в других отраслях промышленности: золотодобывающей, сланцевой, цементной, строительной. Александровский машзавод — одно из немногих в России предприятий, имеющих полную технологическую цепочку: от литейки до получения конечного продукта. Продукцию с маркой «АМЗ» хорошо знают шахтёры Кузбасса, Донбасса, Приморья, Сахалина, Бурятии, Печорского и других бассейнов страны.

Реклама. ООО АМЗ. ИНН 5910004528.