Пермские предприятия в 2022 г. столкнулись с серьёзным вызовом после введения санкций. Как удалось перестроить работу за это время, обсудили во время круглого стола «АиФ-Прикамье», посвящённого теме импортозамещения и освоения новых площадок для реализации продукции. Участие в дискуссии приняли представители предприятий Прикамья и Пермской торгово-промышленной палаты.
Найти партнёров
Отечественный бизнес оказался в непростой ситуации, когда нужно искать новых поставщиков сырья, оборудования, комплектующих, программного обеспечения, а также рынки сбыта. И всё это на фоне растущего дефицита кадров. Что происходило в Пермском крае?
По его словам, в плане импортозамещения многие предприятия смогли решить самые острые проблемы уже в 2022 г. Работа продолжилась в 2023 г. Предприятия активно ищут новых партнёров и часто находят ближе, чем рассчитывали, – в Прикамье. Иногда компании сами начинают производить недостающую продукцию. Есть и уникальные примеры: одно из пермских предприятий – конструкторское бюро «РЭДИТИВ» – использует аддитивные технологии – 3D-печать – для производства пропавших из продажи комплектующих. Причём печатать их можно из металла, полимеров. Стоимость ниже, качество выше.
Становится больше новых зарубежных поставщиков. К примеру, большой интерес к российскому рынку сбыта проявляет Индия. Речь в том числе о станко– и машиностроении, металлургии. Развиваются отношения с Китаем.
«В начале 2022 г. прекратились поставки оборудования из Европы, которое мы ранее закупали. При этом у нас есть машины, которые требуют постоянной замены «одежды» для них. Что было делать? В России не удалось найти всё необходимое. Мы обратились к китайской компании, которая уже поставляла нам некоторое оборудование. Получили приглашение посетить машиностроительные предприятия Китая. Посмотрели, из чего и как там делают оборудование и комплектующие, нашли подходящих поставщиков. Первое время качество было не на высоте, но китайские партнёры быстро подстроились под наши запросы. Экономические связи быстро расширились», – поделились опытом участники круглого стола от ПЦБК.
В 2023 г. многим предприятиям удалось выправить ситуацию.
Сражение за кадры
Одна из самых серьёзных проблем бизнеса сегодня – это дефицит кадров. Особенно остро он стал ощущаться летом 2023 г. Сейчас в Пермском крае уровень безработицы самый низкий за всю историю наблюдений, говорят в ТПП. Причём перед бизнесом стоит задача не только найти специалистов, но и удержать их, ведь за некоторые кадры идёт настоящая битва. Самый яркий пример – IT-разработчики.
«Найти их практически невозможно. Они есть, но к ним очередь. Обращаешься к IT-разработчику, а он говорит: «Уже занят проектом, а потом сразу принимаюсь за следующий», – рассказывает директор конструкторского бюро Алексей Курчев.
Некоторые предприятия не ищут фрилансеров, а берут IT-специалистов в штат. Однако и они чувствуют острую конкуренцию и вынуждены регулярно поднимать зарплату, когда сотрудников пытаются переманить.
«С кадрами очень сложно. У нас штатные IT-специалисты. Мы приглашаем их в том числе из Березников, Чусового, помогаем в релокации, предоставляем жильё на первое время. Это уже считается нормой», – рассказывают представители компании «Меридиан».
Качество отечественных IT-разработок в последние годы заметно улучшилось.
Направления для экспорта
Где за пределами России готовы покупать продукцию пермских предприятий в условиях санкций? В основном это страны Азии.
«Рынки сбыта удалось найти в Казахстане, Турции, ОАЭ. Сейчас очень многие ищут партнёрства с Индией», – рассказал Вячеслав Белов.
Также предприятия Прикамья сотрудничают с компаниями Африки, Южной Америки.
Каков прогноз по развитию экономики края?
«Мы увидели ряд изменений в тенденциях. Например, если есть ограничения поставки в Европу газа, значит, есть задача продавать его в России. Активнее реализуются проекты внутри страны, в частности, в Пермском крае. С этой точки зрения в 2024 г. я бы смотрел с серьёзным оптимизмом. И волна 300-летия, на мой взгляд, будет также позитивно влиять на ситуацию», – говорит Вячеслав Белов.
Альтернатива – роботы
«В Пермском крае остро ощущается дефицит кадров всех уровней: от служащих до топ-менеджеров. При этом отечественная промышленность с точки зрения автоматизации и роботизации производственных процессов выглядит слабо. Такое оборудование используется в основном в автомобилестроении, где прежде присутствовали иностранные капиталы, опыт и технологии. По последним данным, в России 10 роботов на 10 000 работников. Средний показатель по миру – 113. Как поднять производительность, когда у тебя отсутствуют кадры? С помощью автоматизации и роботизации процессов.
Такие задачи ставят и на федеральном уровне. То есть следует автоматизировать низкооплачиваемую работу и в то же время поднимать квалификацию кадров, чтобы люди управляли машинами и процессами. Наше предприятие разрабатывает, производит и интегрирует в производство промышленное оборудование. До 2023 г. основными заказчиками были компании, выпускающие продукты питания, товары народного потребления. В 2023 г. ситуация серьёзно изменилась. Среди наших заказчиков появились металлургические, строительные и машиностроительные предприятия. В свете кадрового голода число партнёров растёт, стало много запросов от компаний Пермского края. Купить робота несложно. Но вопрос в том, как интегрировать его в производство, сделать безопасным для людей и не требующим постоянного присутствия человека. В прошлом году у нас появилась потребность открыть ещё одно предприятие, которое сконцентрировалось бы на решении задач, связанных с заменой программного обеспечения роботов на новое.
Мы делаем ставку не только на китайских, но и на отечественных производителей роботов, чтобы деньги оставались в стране, помогали развитию российского бизнеса».
Найти свой рынок сбыта
«Если говорить в целом о российской целлюлозно-бумажной промышленности, то до 2022 г. 30 % всей выпускаемой продукции уходило на экспорт, 70 % оставалось у нас на рынке. Был некий баланс, когда цены хорошие для производителей и на внешнем, и на внутреннем рынках. В 2022 г. ввели санкции. Европейский и южноамериканский рынки закрылись для отечественных компаний. До 2022 г. наше предприятие экспортировало около 2-3 % своей продукции, поскольку она была востребована в России. Но когда те 30 %, которые ранее компании целлюлозно-бумажной отрасли отправляли на экспорт, остались в России, рынок переполнился. Цены упали. Мы продавали продукцию по себестоимости, чтобы не встало производство, и параллельно искали новые рынки сбыта. На тот момент у нас был хороший партнёр в Китае – торгово-технологическая компания, которая поставляла комплектующие. Мы предложили этому предприятию продавать нашу продукцию в Китае. Поставки открыли уже в 2022 г. Чтобы нас узнали на китайском рынке, мы приняли участие в Китайской международной выставке бумажной промышленности и бумагоделательного оборудования. Сейчас пермский картон хорошо знают в КНР. Кроме того, мы рассматриваем в качестве рынков сбыта Турцию, ОАЭ, Индию, начинаем общаться с Ираном.
Конечно, в процессе налаживания отношений с новыми партнёрами возникает множество нюансов. Они в первую очередь касаются банковских операций. Но все вопросы решаемы. В перспективе – выход на новые рынки в Азии».