Мужская профессия: как стать слесарем-испытателем?

Роман с детства любит работать с «железом», поэтому новая работа пришлась ему по душе. © / Татьяна Титова / АиФ

Ни один современный газотурбинный двигатель не обходится без системы автоматического управления (САУ): её разрабатывают и производят на пермском предприятии ОДК-СТАР. Над агрегатами САУ работают сотни сотрудников, но конечную точку перед отправкой заказчику ставит слесарь-испытатель, или, как говорят на заводе, моторист.

   
   

Роман Кулешов в этой профессии чуть больше полугода. Он рассказал, как попал на предприятие и в чём заключается его работа.

Работа с «железом»

Роману Кулешову 32 года. Он простой парень: родился в Карагайском районе, в с. Юрич, отучился в Перми на электромеханика железнодорожного транспорта, отслужил в армии. Потом работал на РЖД, в полиции, а совсем недавно в его жизни началась новая глава – в августе он устроился слесарем-испытателем на АО «ОДК-СТАР».

«О вакансии узнал от брата – он работает на заводе доводчиком-притирщиком. У меня был выбор: идти в сборочный цех либо слесарем-сборщиком, либо слесарем-испытателем. Я выбрал второе, это показалось мне более интересным. И не ошибся. Каждый день узнаю что-то новое, ведь все агрегаты отличаются друг от друга. Мне нравится с железом работать, всё детство в гараже помогал папе машину ремонтировать – сначала «жигулёнок» у нас был, потом «Нива», – делится Роман.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Основная работа слесаря-испытателя заключается в том, чтобы проводить регулировку и испытание топливных агрегатов. Со сборки агрегаты поступают на испытательный стенд, где Роман должен их проверить по целому ряду параметров и отрегулировать. 

«На проверку уходит от полутора до двух дней, – рассказывает Роман. – Конечно, первое время было тяжеловато. Но глаза боятся, а руки делают. После шести месяцев обучения я прошёл аттестацию и теперь могу регулировать изделия самостоятельно».

Полгода Роман работал под руководством наставника – слесаря-испытателя Василия Дерябина.

   
   

«Это мужская профессия, – говорит Василий. – Женщины, безусловно, разберутся с технологией, но вес одного агрегата – около 40 кг, не все справятся. У Романа неплохо получилось влиться в профессию, а с опытом появится уверенность в своих силах и мастерство».

Идёт набор

Сегодня на предприятии работают более 80 слесарей-испытателей. Как сообщила начальник отдела кадров предприятия Екатерина Соколова, завод готов принять ещё 15 человек на эту должность в сборочный цех.

«Первое, что получают слесари-испытатели при поступлении на предприятие, – это обучение и погружение в профессию под присмотром наставника. Кроме того, с первого дня трудоустройства действуют льготы – например, частичная компенсация питания и проезда. Для молодых рабочих с первых месяцев возможна и частичная компенсация съёмного жилья. Через год сотрудник может задуматься о повышении квалификации, получении профессионального образования в учебных ссузах-партнёрах. Это Пермский авиационный техникум, Пермский радиотехнический колледж, Пермский техникум промышленных и информационных технологий», – уточняет Екатерина.

Первое, что получают слесари-испытатели при поступлении на предприятие, – это обучение и погружение в профессию под присмотром наставника.

Приветствуется, чтобы у кандидатов было техническое образование, но главное – это стремление работать, получить новую профессию и стабильный заработок.

Обучение для будущих слесарей-испытателей пройдёт на территории предприятия: в течение месяца они будут изучать теорию, а затем для них будет организована двухмесячная практика непосредственно на производственных местах. По итогам обучения состоится итоговый экзамен: каждому слесарю-испытателю присвоят квалификационный разряд.

Справка
АО «ОДК-СТАР» задействовано в важнейших программах российского двигателестроения – в создании двигателя ПД-14 для нового российского лайнера МС-21, двигателя ПД-8 для импортозамещённого самолёта SSJ New.