Какие шаги предпринять, чтобы выйти на международный рынок? Как перестать бояться продавать продукцию за рубеж? Что из товаров заинтересует иностранцев?
Ответы на эти и многие другие вопросы нашли участники межрегионального экспортного форума, который прошёл в Перми на прошлой неделе. Он считается главной в России площадкой по развитию экспорта.
Выйти из зоны комфорта
Мероприятие, проходившее на территории выставочного центра Завод Шпагина, объединило более сотни экспертов и более трёх тысяч участников, которые обменялись опытом. Для региональных компаний форум стал уникальным шансом показать себя и получить от экспертов советы по развитию бизнеса. Главное, на что обращали внимание специалисты, – необходимость отбросить страхи и раздвинуть границы своего мышления.
«Чтобы заинтересовать зарубежных покупателей, сначала нужно рассказать всему миру о существующих продуктах. Многие иностранные покупатели на форуме говорили, что не знают, что производят в России. Я двадцать лет работаю в нашем бизнесе, но многие компании и для меня до сих пор становятся сюрпризом. В каждом регионе есть до 500 тыс. производителей, их не видно даже из Москвы, с федерального уровня. Что уж говорить о зарубежных странах. Поэтому повышение «видимости», выставление себя на обозрение – самая главная задача, – объясняет основатель и руководитель онлайн-платформы для экспорта товаров российских производителей B2B-Export Екатерина Дьяченко. – Для этого помимо форумов есть и другие инструменты. Самый главный и не слишком затратный канал продвижения, не знающий границ, – интернет. Не секрет, что маркетинг промышленной продукции требует больших средств. И бизнес обычно тратит деньги на наружную рекламу, публикации в изданиях и организацию конференций. Но не все производители могут себе это позволить. Поэтому для них лучшим вариантом будет интернет. Для этого нужно представить информацию о компании на иностранном языке, добавить каталоги и видеоролики о производстве».
Кстати, Екатерина Дьяченко – автор книги «Бизнес без границ». Это своего рода пособие для предпринимателей, которые хотят перейти на экспорт. По словам эксперта, региональным производителям, которые только начинают поставлять продукцию в другие страны, необязательно иметь прямые контракты с зарубежными покупателями. Проще оформить отношения через субподрядчиков.
«Многие с опаской относятся к непрямым контрактам. Это ошибка. Можно быть успешным экспортёром, не контактируя с покупателем напрямую», – объясняет она.
Екатерина Дьяченко считает, что в Перми и Пермском крае много достойных производителей, которые могут успешно выходить на экспорт. Особенно компании, которые занимаются инжинирингом, машиностроением и производством оборудования для работы на нефтяных скважинах. К примеру, один из наших местных производителей уже заинтересовал покупателей на развивающихся рынках Африки и Азии.
Некоторые производители хотели бы выйти на экспорт, но им не хватает знаний: пугает документооборот, взаимоотношения с иностранцами. Поэтому на форуме неоднократно говорили о необходимости актуализации дисциплин в вузах, чтобы готовить специалистов, которые смогут работать на внешних рынках.
«Главное, что сегодня нужно делать вузам, – перестраивать образовательные программы так, чтобы они соответствовали запросам современного бизнеса и экспортёров. Для этого университетам важно устанавливать и развивать контакты с представителями бизнеса и экспертного сообщества, работодателями, иностранными покупателями, – считает завкафедрой менеджмента МГИМО Татьяна Василюк. – Надо постоянно корректировать образовательные программы по внешней экономической деятельности, а также создавать новые направления и специальности. К примеру, в МГИМО стали готовить атташе в сфере сельского хозяйства, управленцев в сфере мировых аграрных рынков и внешнеэкономической деятельности и т. д. Мы также даём знания в сфере организации таможенного дела, цифровой торговли и маркетинга. Мы стараемся делиться наработанным опытом с другими вузами, открываем в регионах филиалы нашего университета, даём возможность получать новые компетенции и повышать квалификацию дистанционно».
Обойти препоны
Выход наших производителей на экспорт в интересах региональных и городских властей. Пермский край также присоединился к национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», который инициировал президент. Программа помогает развиваться нашему бизнесу и выходить на внешний рынок. Кстати, благодаря этому в прошлом году наш регион нарастил объём экспорта более чем на 8 % – до 5,38 млрд долларов. В результате по итогам 2018 г. Прикамье заняло 16 позицию в стране по продажам на внешнем рынке. Кстати, большая часть продаваемой за рубеж продукции (более 70 %) относится к несырьевому неэнергетическому сектору (топливо, химикаты, удобрения, товары машиностроения, фармацевтическая продукция, бытовая химия и т. д.)
Губернатор Прикамья Максим Решетников принял участие в ключевых событиях форума. Особое внимание он уделил региональным компаниям, которые уже давно стали экспортёрами или только планируют выход на внешний рынок. Глава региона и генеральный директор «Российского экспортного центра» Андрей Слепнёв пообщались с представителями всех прикамских компаний-участников экспертно-образовательной площадки.
Среди них – «Форт-Телеком» – ведущий разработчик оборудования для проектов «ЭРА-ГЛОНАСС/eCall» в стране. Более 30 % продукции компания уже экспортирует в страны Европы, Бразилию, Турцию, Китай, Малайзию и Азербайджан. На форуме компания презентовала решения ГЛОНАСС/GPS-систем мониторинга.
INSYTE Electronics продемонстрировала на выставке систему «Умный дом». Опыт компании доказал эффективность участия региональных предприятий в международных выставках. После участия в Hannover Messe в составе делегации Пермского края INSYTE Electronics заключила соглашение о сотрудничестве с Российско-Германской внешнеторговой палатой. Сейчас с региональной поддержкой пермский софт проходит сертификацию для реализации своей продукции в Германии. Андрей Слепнёв отметил востребованность подобных разработок и предложил пермской компании присоединиться к одной из бизнес-миссий, организуемых Российским экспортным центром. Фармацевтическая компания «Медисорб» представила на форуме свою флагманскую разработку – сиофлуран (препарат для анестезии). Уникальный продукт (его аналоги производят всего несколько стран в мире) уже заинтересовал покупателей из нескольких государств. У препарата пермского производителя есть много медицинских преимуществ: минимум побочных эффектов, он позволяет лучше контролировать вход и выход в наркоз, а также его глубину и т. д. Сейчас компания заключает контракты на регистрацию этого продукта со странами Среднего и Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
«Мы производим лекарственные средства и активно участвуем в разных международных выставках. Сейчас занимаемся регистрацией своей продукцией за рубежом. Проблема в том, что российскую лицензию на препараты не признают в других странах. Приходится оформлять иностранную. А это занимает очень много времени – от двух до пяти лет. Процедура сложная и дорогая, – рассказал коммерческий директор предприятия Юрий Фотеев. – Необходимо добиваться того, чтобы сертифицированную в России продукцию признавали и в других странах. Иначе получается, что мы оформляем документы на продукт, который сможем продавать за границей только через несколько лет. К тому времени он, возможно, не будет актуальным для наших покупателей. Или нас могут опередить конкуренты из других стран. К примеру, из Индии, где документы на товары признаются. И чтобы зарегистрировать товар в другом государстве, нужно потратить всего год. Проблемы с сертификацией есть не только у нас».
Глава региона подтвердил, что вопрос действительно актуален для медицинских компаний страны. Как решить этот и другие вопросы, с которыми сталкиваются экспортёры, обсудили на дискуссионных площадках форума.
Новый уровень
На заседаниях также обсуждали, как улучшить положение региональных компаний страны на внешних рынках.
На рабочей группе по экспорту (по направлению «Экономика и финансы») участники озвучили несколько важных предложений по поддержке со стороны государства. К примеру, сделать единый для всех регионов тариф и единый механизм выдачи сертификатов, подтверждающих происхождение товара. Предложили также создать единый интернет-портал, на котором производители могли бы найти всю полезную информацию – от методики выхода на внешние рынки до историй успеха уже состоявшихся российских компаний-экспортёров.
«Сейчас предприниматели не задают общих вопросов. Их интересуют конкретные направления – вывоз продукции, техническая поддержка и т.д. Заметно выросло число тех, кто уже разбирается в вопросах экспорта, – говорит глава региона. – За год количество предприятий-экспортёров в Пермском крае увеличилось почти на 20 %. В основном это малый и средний бизнес, который только начинает развивать взаимоотношения с иностранными покупателями. Это говорит о том, что экспорт в нашем регионе будет расти и дальше. Значит, мы сможем максимально приблизиться к тем показателям объёма экспорта, которых поручил достичь президент».
По словам Андрея Слепнёва, ситуация с экспортёрами очень быстро меняется в лучшую сторону. Он рассказал, что российские компании, занимающиеся машиностроением, сельским хозяйством, начинают задавать тон на внешних рынках. Об этом говорят и цифры: всего за полгода экспорт товаров машиностроения вырос на 15 %. Форум стал хорошим подспорьем для улучшения показателей.
«За короткий срок он стал заметной площадкой по экспортной тематике. Самое главное, что участники говорят о несырьевом экспорте во всём комплексе стоящих перед нами задач. Это и государственные меры поддержки, и повышение кадрового потенциала, и обсуждение лучших практик чемпионов экспортной деятельности, – сказал Андрей Слепнёв. – Российский экспортный центр совершенствует линейку своих продуктов. Форум – отличная возможность презентовать их, рассказать о том, что уже сделали и каковы наши планы».
Также в рамках II Межрегионального экспортного форума состоялась торжественная церемония вручения Всероссийской премии в области международной кооперации и экспорта «Экспортёр года» в Приволжском федеральном округе. В числе победителей окружного конкурса сразу четыре компании Пермского края. Это ООО «ЭЛКАМ», ООО «ИТ Профессиональные Решения», ООО «Форт-Телеком» и ООО «Промобот».
Толчок для бизнеса
Не пропустило экспортный форум руководство Пермской городской думы. Парламентарии также поддерживают производителей и приветствуют их выход на мировой рынок.
«Форум полезен для развития предприятий, причём не только большого бизнеса, но также среднего и малого. Важно, что сегодня становится всё больше экспортёров, растёт потенциал компаний. Внешние рынки диктуют свои правила, поэтому форум очень полезен для наших предприятий, – рассказал председатель гордумы Юрий Уткин. – Отрадно, что у зарубежных предприятий есть спрос на российскую продукцию. К примеру, Африка очень заинтересована нашими минеральными удобрениями. Новые зарубежные покупатели – это увеличение прибыли предприятий, это рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе и городской».
«Площадка, на которой обсуждают экспорт, полезна для бизнеса, общественности и представителей власти. Форум – это открытый диалог, где разбирают полезные механизмы взаимодействия и конкретные шаги по увеличению экспортных возможностей предприятий. У нас богатый край и много продукции, которую можно продвигать на внешние рынки, – считает первый зампредседателя гордумы Дмитрий Малютин. – Но не все понимают алгоритм выхода на другой уровень. Есть ещё и некоторая закрытость нашего бизнеса, которая сложилась исторически. На форуме же дают пошаговые инструкции по экспорту. Здесь также выступают уникальные спикеры, инноваторы, лидеры в своём деле. Так что уверен, что наши производители смогут расширить рынок сбыта. Возможности есть. Теперь им надо применить полученные знания. Думаю, форум станет толчком для того, чтобы больше пермских предприятий стали экспортёрами».
На форуме также подписали нескольких важных соглашений. Среди них – документы по развитию приоритетного инвестиционного проекта «Сухой порт Чайковский»: подписи под ними поставили генеральный директор ООО «Квадрат» Андрей Драчёв, директор по цепям поставок ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт» Александр Пьянков и представитель АО «РЖД Логистика» Сергей Данилов. Соглашения с этими компаниями закрепляют договорённости по организации обмена грузами между Приволжским федеральным округом и другими регионами и странами. Компании «ФЕСКО Интегрированный транспорт» и «Квадрат» вместе прорабатывают запуск первого регулярного ускоренного поезда до морского порта во Владивостоке и далее морским транспортом в Японию, Китай, Корею и другие страны. «РЖД Логистика» и «Квадрат» (собственник грузового терминала «Сухой порт Чайковский») заключили соглашение, по которому планируют развивать долгосрочное сотрудничество в сфере терминально-логистических услуг.
«Соглашение даст новые логистические возможности бизнесу не только Пермского края, но и Башкирии, Удмуртии, Татарстана. У нас появилась прекрасная возможность предоставить хороший сервис для экспортёров и импортёров в радиусе 300 км. Мы сможем осуществлять импорт и экспорт напрямую с нашего терминала в Японию, Китай, Корею», – пояснил гендиректор компании «Квадрат» Андрей Драчёв.
Прошедший форум собрал более 3000 участников из 16 стран. Они услышали более 100 экспертов из России, США, Нидерландов, Китая, Франции, Японии, Германии, ОАЭ.
Участники также опробовали уникальную цифровую платформу по поиску иностранных покупателей. Некоторым представителям компаний даже удалось получить персональные консультации по выходу на экспорт от экспертов международной деловой биржи.
Звездой форума стал один из самых влиятельных людей в сфере инноваций, сооснователь и главный редактор самого популярного в мире сайта об инновациях и стартапах TechCrunch Майк Бутчер. Его выступление не оставило равнодушным ни одного из участников. Ёмкое, полезное и вдохновляющее – оно было особенно полезно начинающим бизнесменам.